10 великих изобретений российских учёных, которые приписывают иностранцам

СССР мог бы стать компьютерной державой на семь лет раньше США

Болтали тут с родственницей, живущей в Германии. «Сыну на химии про периодическую таблицу элементов рассказывали и заявили, что ее какой-то немец составил! Про МЕНДЕЛЕЕВА они слыхом не слыхивали», — возмущалась она. К сожалению, это не единственный случай, когда заслуги русских исследователей замалчиваются, как и многие другие достижения нашей страны. Особенно если патент подсуетился получить кто-то другой. Но есть исторические факты. В честь Дня российской науки мы хотим вспомнить наших ученых, первыми придумавших то, что круто изменило жизнь человечества.

1752 г. Крути педали

Крестьянин Леонтий Шамшуренков (1687-1758) к 40 годам начал интересоваться механикой да инженерным делом. Мастерил подъемные машины — прообраз нынешних кранов. А к своим 65 собрал самобеглую коляску: четырехколесный экипаж на педальном приводе. Инженерное решение по тем временам прорывное: два человека вращают ворот, он запускает привод, от этого крутятся колеса. Развивала коляска неслыханную скорость — 15 километров в час! Измерили ее с помощью «спидометра»: умелец соединил секундомер и верстомер (этот прибор он сам и придумал). Диковинку подарили царской семье, она некоторое время развлекала двор, однако вскоре была заброшена. Инженер-самоучка, правда, получил 50 рублей золотом. Но память о нем и его детище быстро стерлась. И теперь считается, что первым конструктором самоходного средства был француз Николя Куньо, который в 1769 году представил громоздкую трехколесную телегу на паровом ходу, способную разгоняться до четырех километров в час.

Механизм для самобеглой коляски, придуманный русским самородком

1765 г. Поддай пару!

Специалист по горнозаводскому делу Иван Ползунов (1728-1766) работал на Алтае. Тогда для частичной механизации добычи руды использовались водяные колеса. Иван Иванович решил, что паровая машина будет эффективнее. Проект он представил в 1763-м. Паровые машины уже существовали, но впервые двигатель был сделан двухцилиндровым и настолько мощным (1,8 лошадиной силы). Агрегат собрали через два года. Он совершал сразу две операции: приводил в движении воздуходувные меха и откачивал воду.

К сожалению, Ползунов умер от чахотки за неделю до испытаний. Они прошли успешно, машина работала и в течение полугода приносила колоссальную прибыль. Пока не сломался котел, предназначавшийся лишь для пробного запуска. Новый решили не заказывать: не было веры в прогресс, да и крепостной труд обходился даром. Машину разобрали на запчасти. А изобретение парового двигателя приписывают шотландцу Джейсму Уатту в 1774 году.

Паровая машина ПОЛЗУНОВА могла упростить добычу горной руды

1800 г. Изобрел велосипед

Крепостной Ефим Артамонов (1776-1841) с 14 лет вкалывал на Тагильском заводе Демидовых. Там и разжился металлом на свое изобретение: два колеса, изогнутый дугой каркас, педали, руль — позже это назовут велосипед. Заводские приказчики, правда, приказали выдрать розгами Ефимку за то, что катался на диковине, пугая людей да скотину. Но хозяин завода новшество оценил, всей семье даровал вольную, Артамонова отправил в «велопробег» — в Москву, на коронацию Александра I. И ведь тот доехал. К сожалению, дальнейшие следы Ефима Артамонова вместе с его изобретением теряются. Считается, что велосипед придумал немецкий барон Карл Драйз, получивший патент в 1818 году. Хотя он создал просто деревянный самокат, передвигаться на котором нужно было, отталкиваясь ногами от земли. Без всяких педалей!

Памятник изобретателю велосипеда Ефиму АРТАМОНОВУ в Екатеринбурге

1868 г. Зернышко к зернышку

Агроном Андрей Власенко (годы жизни неизвестны) хорошо знал, насколько тяжел ручной труд хлеборобов. И придумал машину: она срезала колосья, они подавались по транспортеру в молотилку, и уже обмолоченное зерно, очищенное от соломы, земли и прочей грязи, поступало в деревянный ларь. Стебли и сорняки сбрасывались в подвешенные к агрегату мешки. Тянули машину две лошади, управлял один человек. Производительность труда сразу выросла в 20 раз! После успешных испытаний в 1868 году Власенко подал прошение выдать ему десятилетнюю привилегию (считай, патент) на «конную зерноуборку на корню».

— Выполнение сложной машины не под силу нашим механическим заводам, — был ответ властей. Власенко вручили золотую медаль Вольного экономического общества с формулировкой «за высокополезную деятельность», и все. Две машины, построенные на его средства, работали, пока не износились все механизмы. А через 11 лет в США представили комбайн — он давал ту же производительность при обслуживании семью рабочими и тягловой силе в 24 мула.

1869 г. Нахимичили

Так случается: открытие словно витает в воздухе. Но все же Дмитрий Менделеев (1834-1907) упорядочил известные на тот момент химические элементы по росту атомных масс и опубликовал таблицу раньше Лотара Мейера. Этот факт подстегнул немца, и через несколько месяцев он тиснул свой вариант в германском журнале «Liebigs Annalen». Дмитрий Иванович ответил: в декабре 1869-го представил научной общественности обновленную таблицу, описав вероятные свойства трех, не известных еще элементов. Один из них, галлий, был открыт через пять с лишним лет, скандий и германий — еще позже.

— Я готов признать, что не обладаю подобной смелостью для прогнозов. Совпадению их с реальностью никто не радовался сильнее меня, — уверял Лотар Мейер. Но свое право на авторство периодической таблицы отстаивал рьяно. Дабы прекратить споры, в 1882 году Лондонское королевское общество выдало обоим по золотой медали Дэви «за чрезвычайно важные открытия в любой области химии». Но в Германии наше первенство, конечно, никогда не признают.

1872 г. Да будет свет!

Профессор физики Василий Петров в 1802 году обнаружил поразительное явление — электрическую дугу (англичанин Хэмфри Дэви сделал это на шесть лет позже). Многие ученые пытались заставить этот разряд гореть длительное время. Но только инженеру Александру Лодыгину (1847-1923) пришло в голову откачать воздух из колбы, а чуть позже заменить угольные фитильки вольфрамовыми, которые используются до сих пор. Он даже получил патент, в том числе в США. Но Томас Эдисон оказался более удачливым маркетологом. Он усовершенствовал лампочку Лодыгина, запатентовал ее как свою в 1879-м, открыл промышленное производство и раструбил по всему миру о своем успехе. Лодыгину было не до оспаривания первенства. Слишком был увлечен наукой, а потом в России случилась революция, и Александру Николаевичу — белогвардейскому офицеру — пришлось уехать за границу. В Штатах он не смог устроиться и вынужден был принять предложение General Electric перекупить у него патент. Заметьте, американская компания купила права у русского, а не у своего земляка Эдисона. Но автором лампочки накаливания почему-то считается он.

1885 г. Мне бы в небо

В 1876-м Александр Можайский (1825-1890) сработал модель, пролетевшую приличное расстояние в помещении с офицерским кортиком в качестве груза. На исследования Можайскому отчаянно не хватало денег: военное ведомство не считало нужным тратиться на сомнительные, по их мнению, проекты. Но, несмотря ни на что, в 1885 году построенный на его собственные средства самолет разогнался и чуть оторвался от земли. К сожалению, задел деревянные мостки крылом, и оно обломилось. Однако факт остается фактом: тяжелую машину с человеком на борту поднял в воздух русский инженер, а не братья Райт. Он умер в нищете, потратив все сбережения на усовершенствование своего детища, так и не увидев его второго полета.

1895 г. Совершенно секретно

И вновь история о предприимчивости, а не сообразительности. 7 мая 1895 года Александр Попов (1859-1906) демонстрирует на заседании Русского физико-химического общества в Санкт-Петербурге прибор, позволяющий передавать и принимать радиосигналы на больших расстояниях. Факт не предается огласке — Попов служит в Морском ведомстве, военные секреты хранят строго.

Гульельмо Маркони в том же году придумывает подобный передатчик. Через год показывает его в Великобритании, позже получает патент, организует коммерческое предприятие и вкладывается в завод беспроволочного телеграфа. Отныне все аппараты называются его именем. Попов тщетно пытается доказать, что создал радиоприемник раньше. Спор между странами вряд ли когда-то окончится, но мы-то с вами знаем, кто прав.

1957 г. Как слышно? Прием!

Восьмой номер журнала «Наука и жизнь» за 1957 год. Статья о молодом инженере Леониде Куприяновиче (1929-1994) и его изобретении: автоматической телефонной радиостанции. Тот же год. В журнале «За рулем» описана сценка: Леонид едет в машине на Волгу и прямо из авто созванивается с друзьями-рыбаками. К слову, авторское свидетельство на аппарат, обеспечивавший связь на расстояние до 20 километров и работавший без подзарядки 20 — 30 часов, Куприянович получил тогда же. Но весь мир считает отцом мобильников американца Мартина Купера. Хотя свой знаменитый звонок по сотовому телефону он сделал в 1973-м.

1968 г. Ненужный интеллектор

Когда Стивен Джобс и Стив Возняк собирали в гараже первый персональный компьютер Apple, они уже опаздывали на семь лет. Потому что авторское свидетельство за номером 383005 на «программирующий прибор» было выдано в 1968 году советскому конструктору, омичу Арсению Горохову (р. 1935). Его интеллектор — так называл свое изобретение ученый — состоял из запоминающего блока (жесткого диска), преобразователя (материнской платы), блока графического отображения (монитора), блоков управления и вывода программы, а также клавиатуры и монитора. Правда, существовал только в чертежах. На создание промышленной модели, не говоря о производстве, Горохову денег не выделили. Сказали, авторские получил (тогда 50 рублей), на доске почета висишь, чего тебе еще надо? А ведь могли бы стать компьютерной державой.

Этого у нас не отнять

К счастью, гораздо больше изобретений, принадлежность которых невозможно оспорить. Обо всех не расскажешь: русские ученые были основоположниками научных направлений и теорий, изобретали узкоспециальные вещи, важность назначения которых нам с вами просто не понять. Перечислим лишь некоторые штуки, которые придумали и создали наши соотечественники.

  • Николай Пирогов. Анестезия, гипс, военно-полевая хирургия, атлас «Топографическая анатомия». 1847 год.
  • Федор Пироцкий. Электрический трамвай. 1880 год.
  • Владимир Шухов. Стальные сетчатые оболочки. 1896 год.
  • Сергей Прокудин-Горский. Цветная фотография. 1902 год.
  • Игорь Сикорский. Вертолет. 1909 год.
  • Глеб Котельников. Ранцевый парашют. 1910 год.
  • Дмитрий Григорович. Гидросамолет. 1913 год.
  • Владимир Зворыкин. Телевидение. 1923 год.

Электромобиль Ипполита РОМАНОВА 1899 года…

  • Сергей Лебедев. Синтетический каучук. 1926 год.
  • Сергей Брюхоненко. Аппарат искусственного кровообращения. 1926 год.
  • Павел Молчанов. Радиозонд. 1930 год.
  • Игорь Курчатов. Атомный реактор. 1946 год.
  • Александр Понятов. Видеомагнитофон. 1956 год.
  • Сергей Королев. Космический корабль, искусственный спутник Земли. 1957 год.
  • Александр Прохоров и Николай Басов. Лазер. 1962 год.
  • Андрей и Алексей Туполевы. Сверхзвуковой пассажирский самолет. 1965 год.
  • Святослав Федоров. Первая операция по лечению глаукомы. 1973 год.

…и первый русский паровоз братьев ЧЕРЕПАНОВЫХ (1834 год). Фото Максима ВОТЯКОВА

Владимира ЗВОРЫКИНА мы должны благодарить за создание цветного телевизора (1940-е годы)…

…а Фёдора БЛИНОВА — за первый гусеничный трактор, запатентованный им в 1879 году

Автор: Анна Полякова