Еврейская женщина: очаровательное легкомыслие

Марина Левитина, Мисс еврейская красавица — 2017

К концу зимы, под праздник Пурим из-под снега каждый год начинают появляться статьи на тему женского вопроса. Приближение Восьмого марта, которое Клара Цеткин, согласно мифу, придумала якобы специально в пуримский сезон, здесь, конечно, вовсе ни при чем. И дело тут, конечно же, не в том, что ослабление от авитаминоза вызывает в популяризаторах иудаизма эмпатическую реакцию в отношении слабого пола. А вызвана эта реакция, мне думается (я ведь тоже, как видите, сижу и раскрываю тему), зудом противоречивости.

Ведь с одной стороны, спасением своим в Пурим евреи были обязаны мужеству царицы Эстер, а с другой — «мужество царицы» и звучит-то противоестественно, пусть смысл и ясен. Ведь, хоть они и зарезали Марата перочинным ножиком, как писал классик самиздата, все равно они — слабый пол. И вот, мучимые комплексом виноватости, благоговейно посматривая в сторону кухни, сидим мы и пишем о величии женщины в иудаизме. А закуску на Пурим они, кстати, уже приготовили?..

Нет, отношение к женщине в еврействе, конечно, всегда было исключительным, не то что у некоторых. Об этом, например, замечательно писала еще сто лет назад в книге «Еврейская женщина» графиня Уварова (иногда взгляд со стороны… внимательнее). И все же в этом отношении можно усмотреть какую-то снисходительность что ли, которая сквозит, казалось бы, даже в некоторых талмудических высказываниях. Слабый пол, что вы хотите. И учить премудрости всякие им вовсе не обязательно, в отличие от умников-мужчин. И вообще, если говорить об их уме, то, по словам Мудрецов, даатан кала — они «слабосознательны» или, переводя политературнее, легкомысленны. Казалось бы, все в рамках расхожих штампов. К этому б добавить что-нибудь столь же стандартное о пресловутой женской логике, и можно начинать громко спорить о том, что именно наш Талмуд дал миру современные знания о женщинах.

Участницы конкурса «Еврейская красавица» в Екатеринбурге

М-да. Там, правда еще сказано, что женщинам дана избыточная бина… А бина, по объяснениям Каббалы, это одна из десяти сил нашей души (происходящих от десяти сфирот, Б-жественных атрибутов), которая относится к уровню интеллекта. Получая отсвет озарения от мускулинного атрибута хохмы, феминная бина создает в разуме картину понимания, как бы формируя из семени целостный организм. Проявляется она, выражаясь современным языком, в функции левого полушария. То есть, бина, получается, — это логически-речевой аппарат. И у них она в избытке! Ну с речевым аппаратом все ясно, с фактом его избыточности никто не спорит (как и с самими носительницами этого «аппарата»). А как же логика? Ведь всем же, казалось бы, известно, что такое «женская логика». В интуиции им не откажешь, но логика!..

Так вот, на самом деле, в отличие от мужского разума, где больше проявлено качество творческого озарения, хохма, а логика (бина) упрощена, женское сознание устроено иначе: ее бина безмерно изощреннее. Женщина, по жизни, не любит расставаться с вещами, а по-беличьи копит их, хранит, не помня уже, куда положила. И у женского сознания те же повадки: всякая мелочь где-то сохранена. И в момент решения задачи женская бина моментально задействует бессчетное количество ассоциативных цепочек, соединяющих разрозненные кусочки данных, распиханные по полочкам сознания. Она срабатывает молниеносно и производит впечатление интуиции, потому что ее кванторами не распишешь и простой мужской логикой просчитать практически невозможно.

Марина Левитина

Что же до их «легкомыслия» (даатан кала), то по сути это тоже не имеет ничего общего с «я девочка, я ничего не хочу решать…» Даат — это, согласно Каббале, третья категория интеллекта, соединяющая разум с чувствами. Легкость (кала), быстрота срабатывания этого канала, безусловно, может обернуться женской слабостью, уязвимостью. Именно она была использована Змеем в поединке с Евой; в следствие именно этого свойства восприятие ситуации женщиной идет от чувств, а не по фактам (пресловутое «мне нечего надеть» перед полным гардеробом: не потому что ничего нет, а потому что ничего не нравится), что делает женщину не самым лучшим свидетелем в судопроизводстве. Но оно же может обернуться великим духовным достоинством, обеспечивающим прямое, незафильтрованное раскрытие веры (коренящейся в нашей душе на уровне выше, чем разум) непосредственно в сердце, сподвигающее на героические поступки (например, сохраненние еврейства в своем доме, а иной раз и спасение всего еврейского народа), может быть, даже вопреки «мужским» доводам разума.

Так что с праздником вас, дорогие женщины! Лехаим в вашу честь! А кстати, что с закуской?..

Раввин ЭЛИ КОГАН

отсюда