Исаак Левитан — интересные факты из жизни русского художника

Исаак Левитан, «У омута», 1892

Исаак Ильич Левитан — великий художник еврейского происхождения, открывший русским людям красоту родной земли.

Происхождение и детство

Детские годы Исаака окружены тайной, он никогда не рассказывал о них даже самым близким людям. Исаак родился в 1860 году в очень бедной еврейской семье. Отец его был сыном раввина, но не добился видного положения. Он всегда пытался выбраться в люди, оправдать надежды. Отец служил на железнодорожной службе, самостоятельно выучил французский и немецкий языки, пытался заработать переводами и уроками, но семья с четырьмя детьми жила крайне бедно. Дети не посещали школы, за них не могли платить.

Обучение живописи

Исаак в 1870 году, вместе семьей, переезжает в Москву. Там в 13 лет он поступает в Школу живописи, ваяния и зодчества. Саврасов разглядел талант пейзажиста Исаака и стал учить его в своей мастерской, где передал любовь к родной земле. Мальчик учился там бесплатно, как талантливый ребенок из очень бедной семьи.

Исаак Левитан, «Золотая осень»

В 1875 году умирает от тифа мать Левитана, а в 1877 заболевает и умирает отец. Жить становится совсем тяжело, бедность переросла в нищету. Исаак даже себя не мог прокормить, друзья по училищу дарят ему краски и карандаши, в 17 лет он пишет этюды, ночует в классе в училище. Его часто мучает стыд за бедную поношенную, рваную одежду. Исаак выезжает на этюды подальше на природу, где никто не видит его и не может осудить.

Друзья художника

Очень тяжело переживал Исаак увольнение из училища его наставника, во многом заменившего отца, Саврасова. Немного облегчило ситуацию, что на его место был принят Поленов, который стал другом талантливого юноши. В училище у Исаака завязалась дружба с Антоном Павловичем Чеховым, которая продлилась всю его жизнь.

Исаак Левитан, «Слободка», 1889

Страдания

В 1885 году Левитан получил дипломом учителя чистописания. Многие преподаватели не одобряли что еврейский юноша занимается русским пейзажем и звание художника ему не дали. Еврейское происхождение, болезненное самолюбие, страх быть неудачником и ничего не добиться, как отец, стали источником глубоких страданий Левитана, которые продолжались всю жизнь.

Левитан был человек неврастеничный, подверженный приступам беспричинной грусти, очень одинок, его преследовали тоска и страх перед судьбой, порой он начинал сомневаться в своем таланте художника, был постоянно недоволен собой, ему всегда хотелось от себя чего-то большего.

Хандра приходила к Левитану часто. В эти периоды он раздражался, уничтожал свои холсты, избегал людей. В таком состоянии его утешала только природа, он снова начинал творить, работать, заводить романы, но потом хандра возвращалась. Даже когда он добился известности, его картины выставлял в своей галерее Третьяков, приступы тоски продолжались. Его близкий друг и врач А.П. Чехов считал это началом психического заболевания.

Божественное нечто, разлитое во всем

Дважды за еврейское происхождение Левитан был изгнан из Москвы. Художник по долгу жил в подмосковных усадьбах, воспевая красоту русской природы, снимал избу в Савинской слободе, три лета он работал на Волге. Левитан полюбил маленький, уютный городок Плёс, вызывающий в нем щемящее чувство родины. Серия картин о Волге произвела фурор в Москве.

Пейзажи Левитана были так же психологичны, как и портреты, например в картине Омут он отразил драматизм сказочного сюжета. Написанный в 1892 году Владимирский тракт цветом передал настроение проходящих по нему в кандалах заключенных. Картина была принята неоднозначно в связи с заключенным в ней смыслом. Художник был задет этим и подарил ее галерее, так как не понравилась Третьякову, и он не предложил ее купить. На тверской земле, в русской традиции созерцания природы, размышление о боге и человеке, Левитан пишет картину «Над вечным покоем».

Каждый кто внимательно смотрит на нее, плачет и возвышается духом. Левитан всегда чувствовал божественное нечто, разлитое во всем и страдал от невозможности во всей полноте выразить это в своих картинах. Есть в творчестве Левитана и пейзажи Крыма, где он открыл силу солнечного света, и виды Италии и Финляндии, но всегда в зарубежных поездках, он тосковал по России.

История любви

После очередного приступа тоски, когда Левитан чуть не покончил с собой из-за любви к сестре Чехова Марии, Антон Павлович познакомил его с Софьей Кувшинниковой, женой полицейского врача. Софья была оригинальна, талантлива, держала салон в котором собирались все знаменитые московские художники. В ней сочеталась смелость суждений и скромность. Она не стесняясь выражала свое мнение повелительным тоном. Кувшинникова была незаурядной, ее игрой на фортепиано заслушивались зрители, а живописные работы выставлялись.

Софья Кувшинникова

Она, женщина, была членом общества московских художникам, что на тот момент было исключительным случаем. Софья обладала дизайнерским талантом, ее дом выглядел великолепно, хотя интерьер был создан из простых бытовых вещей, как коробки из-под мыла, рыбацкие сети, лавки и рушники в русском стиле. У нее был ручной дрессированный журавль. В доме Софьи пахло табаком, духами и шоколадом. Она знала привычки и слабости каждого из своих гостей. Поклоняясь театру и музыке, Софья встречала много интересных людей.

Муж разделял ее интересы и ни в чем не препятствовал. Чехов считал, что из-за мягкости характера, Левитану нужна была именно такая, сильная женщина, которая повела бы его за собой, была бы не тенью мужчины, а зеркалом, достойным его отражения. Софья была восхищена творчеством и стала прилежной ученицей Левитана. Левитан берет ее с собой, что бы писать пейзажи на Волге.

Для женщины такая поездка была смелым шагом. На природе она испытала глубокое, сильное чувство. Софья полюбила Левитана за его талант, болезненный, нервный, подверженный унынию, нуждающийся в заботе. Энергичная Кувшинникова окружила страдающего Левитана любовью и терпением. Несмотря на людские пересуды, Софья оберегала Левитана от меланхолии, выводила побродить по Москве, уверяла в том что он талантлив, сопровождала его на этюды. Крестьяне выгоняли художника, подозревая что-то недоброе. В этот период пейзажи Левитана наполняются легким, радостным настроением. Когда он сомневался в своем таланте, индивидуальности, Софья вселяла в Левитана веру в свои силы. Между ними была любовь, дружба, и родственная забота. Без нее Левитан не создал бы своих картин. Вместе с ошеломляющим успехом пришли к Левитану и новые романтические увлечения. Сначала Левитан привез с собой в Москву жену купца из Плеса, которую со скандалом пришлось вернуть мужу. Потом Левитан влюбляется в Лику Мезинову, которая нравилась Антону Чехову.

Исаак Левитан, «Весна в Италии», 1890

Исаак продолжает жить с Софьей, он не решается ее оставить. На следующее лето Левитан увлекся соседкой Турчениновой. Видя, что Левитан все больше предпочитает другую, Софья пыталась отравиться, она выпила серы, но у соседей гостил доктор и ее откачали. Софья вернулась в Москву к мужу, который продолжал ждать ее и простил. Разрыв с Левитаном разбил сердце Софьи. Левитан не знал счастья с женщиной, вытеснившей Кувшинникову. Он завел роман с ее дочерью. Борьба женщин была яростной. Левитан пытался застрелиться. Его спасли, но хандра затянулась на долго. Преданность и поддержка Софьи помогали Левитану сохранять эмоциональное равновесие и расти как художнику, но был ли он хоть с кем-нибудь счастлив неизвестно

Голодное детство и болезненные переживания подорвали здоровье Левитана, он страдал аневризмой аорты и умер в 1900 году, немного не дожив до своего 40-летия.

источник