Как воевали на велосипедах

Как воевали на велосипедах

Такое мирное изобретение как велосипед, казалось бы, не имеет ничего общего с войной, однако это далеко не так. Боевые велосипеды использовались во всех военных конфликтах, начиная с конца XIX века.

Начало

В отличие от большинства технических изобретений, которые изначально создавались для военных целей, а уже потом находили гражданское применение, велосипеды прошли обратный путь.

Как воевали на велосипедах

Первое применение велосипедов для военных целей было зафиксировано во время Франко-прусской войны в 1870 году — посыльный на велосипеде доставлял французским войскам депеши. Именно связисты первыми и оценили велосипеды, что не удивительно. «Двухколесные кони» обеспечивали:

  • скорость;
  • мобильность;
  • бесшумность;
  • энергоемкость.

Через пять лет барсальеры, испанские милиционеры, во время учений доставляли на велосипедах на поле боя не только депеши, но также оружие и провиант.

Военные быстро оценили удобство нового вида транспорта. Уже в 1895 году в Англии была создана Brighton Rifles — воинская часть, укомплектованная «пауками» (велосипеды с большим передним колесом). Во время маневров «Винтовки Брайтона» даже противостояли на своих байках кавалерии. О том, насколько успешным был этот опыт можно судить по тому, что уже в Англо-Бурской войне 1899—1902 годов велосипедные части входили в состав английской армии. Если честно, мы с трудом представляем противостояние велороты, к примеру, кавалерийской атаке лавой, но руки солдат велосипеды, определенно, разгрузили, и скорости прибавили.

Складень и велотачанки

Первый складной велосипед был изобретен ещё в 1878 году. Это была машина типа «Паук», называлась она «Пенни-фартинг». Названием велосипед обязан размеру английских монет (пенни был намного крупнее фартинга, переднее колесо — больше заднего). Большое колесо складывалось в четыре раза. Весь велосипед, сконструированный Уилльямом Гроутом, упаковывался в компактный чехол.

Как воевали на велосипедах

Идея складного велосипеда пришлась по душе и военным. Большой проходимостью первые веломашины не отличались, поэтому на бездорожье их приходилось переносить на себе, или вести рядом. Понятно, что такая методика переходов не могла называться мобильной и удобной.

Положение исправили французы — капитан Жерар и промышленник Шарль Морель. В 1895 они запатентовали и запустили в производство свою модель складного велосипеда для военных нужд.

С этими велосипедами, которые стали почти легендарными, связана небольшая путаница. Их по традиции принято называть велосипедами Жерара, хотя капитан Жерар был, по большему счету, только «лицом бренда», тогда как идея и разработка концепции принадлежала Шарлю Морелю. Из-за приоритета на изобретение французы даже судились, но так поссорились в ходе тяжб что суд в итоге отстранил обоих от прав на проект, и они были переданы Peugeot Michelin и французской армии.

Так или иначе, но вопрос с мобильностью был решен. Теперь военные легко могли складывать велосипеды пополам и переносить их, в случае необходимости, за спиной. При этом у бойца не были заняты руки, а значит он мог вести стрельбу как из положения стоя, так и с колена. К концу 1890-х годов складные военные велосипеды стали признанным трендом, они выпускались практически во всех странах, от США до Японии.

Пожалуй, самыми известными и массовыми складными военными велосипедами стали машины британской компании BSA. За время мировых войн компания выпустила десятки тысяч складных двухколесных велосипедов.

Как воевали на велосипедах

Перед военными стояла ещё одна важная задача: сделать велосипедные войска максимально эффективными в плане боевой мощи. Решение этого вопроса пошло по двум направлениям: создание велосипедов-тандемов и трехколесных велотачанок с установленными на них пулеметами. Выпуск велотачанок с возможностью установки на них пулеметов системы Максима производились на заводах Gregory & Co и F. R. Simms.

Как воевали на велосипедах

Первая мировая

Как воевали на велосипедах

Серьезный подъем производства военных велосипедов начался в годы Первой мировой войны. Самокатными частями были оснащены все противоборствующие стороны. В одной только русской армии было сформировано 25 самокатных рот.

У Германии и Турции было по 125 тысяч велобойцов, 100 тысяч боевых велосипедистов — у Британии. Войска Франции и Бельгии насчитывали 150 тысяч велосипедистов. На раннем, маневренном этапе войны, велосипеды активно использовала пехота, служить в самокатной части было даже почетно, в Лондоне была сформирована своя велосипедная часть, агитационные плакаты которой призывали: «прокатиться на велосипеде ради короля».

Как воевали на велосипедах

Когда война перешла «окопную» стадию, надобность в быстрой переброске сил отпала, поэтому велобойцы использовались в основном для связи, нужд разведки и снабжения. Кроме того, широкое применение велосипеды нашли в качестве специального транспорта для эвакуации раненых.

Русские велобойцы

В Российской империи интерес к велосипедам был огромный. Что говорить, сама августейшая семья обожала велопрогулки, заядлым велосипедистом был и Лев Толстой. Однако велосипедов для нужд военных наша страна не выпускала достаточно долго. Первое время самокатные части нашей армии пользовались уже известными нам велосипедами «Пежо». Сведения же о времени создания своих первых военных велосипедов разнятся.

Как воевали на велосипедах

По одной версии, первыми стали велосипеды, которые производились на фабрике «Россiя» Александра Лейтнера с 1914 по 1917 год. Назывались они так же, как и сама фабрика, были надежными, легкими, и по характеристикам не уступали своему французскому конкуренту.

По другой версии, русская армия ещё два года после начала войны закупала велосипеды у французов, но осенью 1916 года конструктор М. Щипанов создал велосипед, получивший название «Дукс боевой». Он и стал первым русским складным военным велосипедом. Свое название он получил по названию московского завода, который занимался производством велосипедов. Вместе с фабрикой «Дукс» занимался производством этих велосипедов и эвакуированный из Риги в Харьков завод Лейтнера.

Вторая мировая

После Первой мировой войны велосипедные части были уже во всех армиях мира. Самое массовое распространение велосипеды получили в вермахте. Главной моделью, используемой немцами на войне были велосипеды Truppenfahrrad, с 1942 года — Truppenfahrrad М42. Кроме этого, немцы также активно использовали трофейные и реквизированные у местного населения велосипеды. По этому поводу немцев до сих пор не любят в Голландии. И сейчас во время футбольных матчей со сборной Германии голландцы кричат: «Верните наши велосипеды»!

Как воевали на велосипедах

В Красной армии специализированных велосипедных воинских частей не было. Советское командование посчитало их малофункциональными, хотя некоторые фронтовые операции убедительно доказывают обратное. Так, во время осады Сингапура японцы совершили массовый «наезд» велобойцов в тыл к англичанам. 20000 солдат на велосипедах захватили гарнизон, расположенный в джунглях и потому считавшийся недоступным.

И эта операция — не единичный случай успешного использования велосипедов на Второй мировой войне. В феврале 1942 года английские диверсанты на велосипедах провели успешную диверсию на немецкой радиолокационной станции.

Как воевали на велосипедах

В целом, велосипеды были очень удобны при десантировании и проведении операций в тылу. Десантники спускались с неба со складными велосипедами за спинами, на земле собирали их за минуту и выдвигались на позиции. Скорость при этом была значительно выше, чем у пехоты, а шума они производили намного меньше, чем моторизированная техника.

Сегодня

Выпускались, хотя и в меньших объемах, военные велосипеды и после Второй мировой. Выпускаются и по сей день. Из последних известных моделей — американские Montague Paratrooper. Надежные и проходимые байки из авиационного дюралеминия, они могут перевозить до 230 килограмм веса. Ипользовались армией США во время войны в Ираке.

Как воевали на велосипедах

Велосипедные части и сегодня есть в армии Швейцарии. На фото — швейцарские байки в боевом оснащении.

Как воевали на велосипедах

источник