Королевы эпизода: 5 известных советских актрис, которым не предлагали главных ролей

Королевы эпизодов советского кино

Их не считали красавицами, но обаяния им было не занимать, им не доставались главные роли, но они сумели заслужить всесоюзную славу. Их называли королевами эпизода — появляясь на экранах всего на несколько минут, они иногда затмевали главных героинь и тут же запоминались зрителям. Но почти все они чувствовали себя несчастными из-за того, что режиссеры не давали им возможности реализовать свой творческий потенциал в полной мере. И нередко это приводило к трагедиям.

Фаина Раневская в 1920-х гг.

Народная артистка СССР Фаина Раневская

Наверное, самой знаменитой из всех «засидевшихся» в актрисах второго плана была Фаина Раневская. Она сыграла всего одну главную роль, но зрителям запомнилась как эксцентрическая актриса эпизода: после выхода на экраны фильма «Подкидыш» ее повсюду преследовали фразой «Муля, не нервируй меня!». У Раневской это вызывало негодование — сама она не считала эту работу выдающейся и очень огорчалась из-за того, что именно в этой роли ее все запомнили. Актриса признавалась, что чувствует себя глубоко несчастной из-за того, что от режиссеров ей поступало так мало стоящих предложений: «В актерской жизни нужно везение. Больше, чем в любой другой, актер зависим, выбирать роли ему не дано. Я сыграла сотую часть того, что могла. Вообще я не считаю, что у меня счастливая актерская судьба… Тоскую о несыгранных ролях. Слово «играть» я не признаю. «Прожить» еще несколько жизней».

Фаина Раневская в фильме «Подкидыш», 1939

Кадр из фильма-сказки «Золушка», 1947

Екатерина Зеленая стала Риной из-за того, что ее имя не помещалось на театральной афише. Но именно под этим именем ее узнали миллионы советских зрителей. Ее творческую судьбу сложно назвать счастливой — в ее фильмографии больше 50 работ, но во всех фильмах она появляется лишь в эпизодах. Хотя благодаря ей эти схематические образы оживали, и придуманные ею реплики очередной тетки из автобуса, гувернантки, старушки, поэтессы, соседки тут же уходили в народ («Такие губы сейчас не носят!»). А роли, которые прославили ее на весь Союз, она сыграла после 70 лет. Рина Зеленая была огорчена тем, что все ее знали только как черепаху Тортиллу и миссис Хадсон. После «Приключений Буратино» актриса отшучивалась: «Вот я уже и черепахой была. Вижу, что человеческой роли не дождаться, вот и согласилась». А о миссис Хадсон и вовсе не любила вспоминать: «Об этой роли и говорить-то особо нечего. Вот если бы фильм назывался «Шерлок Холмс и миссис Хадсон» — это другое дело». Не раз она жаловалась на то, что в этом фильме «была таким же предметом мебели, как шкаф».

Рина Зеленая

Рина Зеленая в роли миссис Хадсон

Мария Виноградова была одна из самых снимаемых актрис советского кино, в ее фильмографии больше 100 ролей, но все они были второплановыми: в юности ей доставались роли подростков, а затем она играла всевозможных домработниц, уборщиц, вахтерш, контролерш, теток и старушек. Ее коллега, актриса Лидия Смирнова, говорила о ней: «Это не человек, это вихрь, темперамент. В ней все кипело, она вечно куда-то мчалась: съемки, концерты. На репетициях я не помню, чтобы она стояла или сидела, она все время была в движении. Как удачно пристало к ней прозвище Муха! Она украшала своим талантом любой проходной эпизод, потому что много фантазировала и привносила от себя. И, как никто, умела дружить. В театре не было человека, который бы ее не любил. Мария Сергеевна не была красивой, но в ней было столько обаяния, что она казалась красавицей».

Мария Виноградова

Мария Виноградова в фильме «Служебный роман», 1977

Ольга Волкова в школьном драмкружке играла мальчишек, в ТЮЗе ей доверяли только роли лягушки, бесенка или даже… окна, а фей и золушек играли другие актрисы. Позже она не могла освободиться от амплуа травести, из которого быстро выросла. В театре коллеги-недоброжелатели называли ее «криворотой, косноязычной, с большой головой». А она взяла и превратила эту фразу в частушку: «Криворотая, косноязычная — эх, судьба моя, необычная!». Из-за ее специфической внешности ей не предлагали ни главных героинь, ни романтических барышень, ни прекрасных дам, а на киностудии «Ленфильм» сходу заявили: «Нам нужны красивые девушки!». Но сама она об этом не жалела: «У меня никогда не было психопатического желания сыграть Джульетту. Я люблю работать, просто работать… Именно от комических ролей я получаю особое удовольствие. Может, потому, что родилась смешной». Зрители ее запомнили в образе Лотты из «Летучей мыши», официантки Виолетты в фильме «Вокзал для двоих» и чиновницы из «Забытой мелодии для флейты». Свою первую крупную роль она сыграла только после 50-ти, в фильме «Небеса обетованные». Эльдар Рязанов восхищался этой актрисой: «Гений, обойденный кинематографом, Смоктуновский в юбке!».

Ольга Волкова в фильме «Летучая мышь», 1978

Ольга Волкова в фильме «Вокзал для двоих», 1982

Одна из лучших советских комедийных актрис Елизавета Никищихина не получала главных ролей в кино, хотя в эпизодах была непревзойденной: ее фразу «Высокие, высокие отношения!» из «Покровских ворот» наверняка помнят все. В прессе ее называли «самой обаятельной кикиморой советского кинематографа», но такой сомнительный комплимент не был для нее оскорбительным — именно такую роль она исполнила в фильме «Там, на неведомых дорожках…». Всю жизнь она оставалась заложницей одного образа — амплуа эксцентрической клоунессы. Из-за своей творческой невостребованности и неудач в личной жизни актриса пристрастилась к алкоголю. В результате она потеряла и работу, и близких. В 1997 г. Елизавета Никищихина ушла из жизни в полном одиночестве, нищете и забвении.

Елизавета Никищихина в фильме «Покровские ворота», 1982

Кадр из фильма «Приключения Электроника», 1979

источник

25.03.2018