Родственники масаев — кочевое племя самбуру из Кении

Ближайшие родственники знаменитых масаев — кочевое племя самбуру. Оно проживает на севере и в центральных регионах Кении. Основной род их деятельности — животноводство, именно поэтому они вынуждены кочевать в поисках свежих пастбищ для своего скота. 

Все тщетные попытки перейти к более комфортному — оседлому образу жизни отрицательно сказывались на их уникальной самодостаточности и способности бережно сохранять свои традиционные ценности и многовековой опыт.

Гордые кочевники-животноводы

Окончательно племя сформировалось в 1840м году после отсоединения от масаев и народа чамус. Оно поселилось у живописных горных хребтов Ндото в северной части Кении. Эти места до сих пор не тронуты цивилизацией. Самбуру сознательно не идут на контакт с современным миром (хотя являются вполне доброжелательными) во имя сохранения своих традиций. В отличие от масаев, самбуру неподдельно преданы своим вековым традициям: очень бережно относятся к многочисленным обычаям и до сих пор беспрекословно проводят древние церемонии. Избрав подобный путь развития, самбуру не имеют ярко выраженных конфликтов с соседями и считает себя достаточно гордым для поиска путей «осовременивания».

Каждые 5-6 недель несколько семей объединяются и идут на поиски новых пастбищ для скота. Они обустраивают там лагерь и только потом перегоняют стада. Самбуру выращивают в основном быков, коров, овец, коз и верблюдов.

Национальные жилища самбуру — маньяттас — сделаны из глины и шкур. Внутри в качестве мест для сна используются гамаки, сплетенные из травы и соломы. Преимущество таких домов — быстрая транспортабельность. При необходимости их можно быстро разобрать и собрать. Лагерь обычно обносится колючим забором для защиты от диких животных. Забор также состоит из своеобразных съемных секций.

Внешний вид

Благодаря межплеменным бракам с народами туркана, рендилле и боран внешний вид самбуру достаточно сильно отличается от остальных. Разве что сходными чертами этих африканских племен являются темный цвет кожи, черные волосы и поджарое телосложение. На языке соседних африканских племён — самбуру означает »бабочка». Скорее всего, это племя получило такое название благодаря одежде ярких цветов и разноцветным украшениям. Ткани яркого цвета, чаще розового, желтого и красного, самбуру накидывают на плечи или повязывают их на талии наподобие длинной юбки. Этот традиционный наряд называется «шукка».

В повседневной жизни мужчины и женщины самбуру могут ходить топлесс или носить набедренную повязку — кангу. Иногда она украшается сложным и ярким орнаментом. До появления полноценной одежды, самбуру носили шкуры животных. Сейчас только женщины используют куски кожи в качестве передников. Шкуры применяются в ходе церемоний.

Множество бус является важной частью внешнего вида самбуру. Они плетутся со сложным рисунком и укладываются на шее в многослойные орнаменты, которые могут говорить о многом. Например, являться символом власти, отличием друг от друга социальных групп или сообщать о том, что у его хозяина есть способности к колдовству. И тем не менее, неотъемлемой их чертой является эстетическая красота.

Мужчины племени много времени уделяют своим прическам. Они заплетают волосы в косы с юности, а по достижении почтенного возраста сбривают их. Подобные косы являются символом мужской красоты и мужественности. А вот женщины, наоборот, волосы сбривают. Ровное строение черепа и гладкая кожа на бритой голове является эталоном красоты женской.

Волосы самбуру красят охрой, она придает им золотисто-красный оттенок и защищает от перегрева.

Семейный уклад и бытовая жизнь

Самбуру живут небольшими группами по 5-10 семей. В каждом поселении царит четкое разделение труда. Мужчины занимаются самым важным делом для самбуру — выпасом скота, который является их главным средством к существованию. Женщины в свою очередь отвечают за стандартный набор обязанностей по поддержанию домашнего очага: приготовление еды, выращивание и сбор корней и овощей, дойку коров и коз, доставку воды в лагерь, заготовку дров и уход за детьми. Они также обеспечивают общий порядок и стабильность в племени. Обязанности маленьких мальчиков и девочек, которые помогают родителям, разграничены по такой же схеме.

Танцуют все!

Одно из важнейших мест в культуре этого народа, как и во всей Африкие, принадлежит танцам. Хотя самбуру любят петь и танцевать, они традиционно не используют никаких инструментов для извлечения музыки, даже примитивных барабанов. У них есть танцы на все случаи жизни. Самый известный из них, как ни странно, приурочен к началу военных конфликтов. Традиционные мужские танцы включают прыжки в высоту — они являются здесь весьма популярным видом спорта. Чтобы стать хорошим танцором требуется серьезная физическая подготовка, поэтому подобные танцы еще и демонстрирует силу воинов. В большинстве коллективных танцев участвуют и мужчины, и женщины. Обычно они водят раздельные хороводы, исполняя специфические танцевальные движения, характерные для каждого пола. При этом движения хороводов имеют свои строгие правила.

У самбуру распространен еще один вид танца, который исполняется холостыми юношами и незамужними девушками. Его смело можно назвать брачным! Молодые люди «кружатся» вокруг девушек и время от времени, как обычно, подпрыгивают, демонстрируя свои красные косы понравившейся девушке. Таким образом они приглашают ее на свидание!

Традиционная пища: кровь с молоком

Самый главный продукт, без которого самбуру не смогли бы существовать — молоко. Оно испокон веков являлось основным продуктом питания этого народа. Обычно его пьют свежим или кислым. Говядину едят редко, обычно только на церемониях. Коров никогда не умерщвляют специально, а ждут, пока животное умрет само. Значительно чаще в пищу употребляют мясо более мелких животных, хотя тоже нерегулярно. Отголоски цивилизации все же долетают до самбуру, и в последнее время они всё чаще начинают пользоваться деньгами, на которые обычно покупают кукурузную муку для

приготовления каш. Самый распространенный напиток — чай. Обычно его пьют с большим количеством сахара и молоком. Примечателен тот факт, что чай, приготовленный таким образом считается едой! Но самое удивительное для нас, и вполне обычное дело для африканских народов это то, что в пищу они употребляют кровь животных. Она считается вполне полноценным продуктом питания и из нее готовят множество блюд.

Религия

Самбуру — монотеисты-шаманисты. Они поклоняются Богине Нкаи. Она ассоциируется с небом и дождём, является защитницей. Но богиня может разгневаться и наказать молодого человека по воле старейшин, например, за недостаточную почтительность. В этом случае следует попросить у нее прощения и предложить подарок. Дети и молодёжь, особенно женского пола, иногда сообщают о том, что Богиня им мерещится — такую силу имеет над самбуру высшее божество. Нкай предположительно обитает на вершинах гор, в кронах больших деревьев, пещерах или родниках. Старики, готовящиеся к смерти, мечтают, чтобы их похоронили лицом к величественной горе, где живет Нкай. В племенах также есть и шаманы и прорицатели. Первые, по представлениям самбуру, лечат болезни и помогают воинам в боях. А вторые — предсказывают будущие и с помощью таинственных заклинаний просят, чтобы добрые пророчества сбылись.

Поклонение духам предков и колдовство являются у племени общепринятой нормой. Самбуру верят в магические чары и совершают традиционные ритуалы для повышения рождаемости, защиты от нападений животных, исцелений и других нужд.

Традиции племени

Свадебные традиции

У самбуру жениться могут только старейшины. Им разрешается иметь сразу по нескольку жен. Единственное условие — для этого жених должен быть состоятельным человеком. За каждую невесту он должен заплатить выкуп. Чаще всего в роли выкупа выступают коровы — они, как и для масаев, являются для самбуру самым важным и уважаемым животным.

Церемония бракосочетания у самбуру — это сложная система уникальных ритуалов. Большое значение придается подаркам жениха (обычно это козьи шкуры, медные серьги, домашняя посуда из тыквы и т.д). Венцом церемонии является убийство быка. Его направляет мать невесты в хижину жениха, и там бык должен быть убит в ознаменование заключения нового благодатного союза.

Невеста дает свою согласие весьма «демократичным» образом — она не войдет в дом жениха, пока не получит столько коров, сколько захочет. Если ей вдруг что-либо придется не духу, то она может уйти обратно в дом отца и тогда свадьба будет считаться несостоявшейся. После свадьбы и рождения детей, каждая женщина получает свой собственный дом. Продолжение рода является краеугольным камнем в быту племени самбуру. Иногда женщин, которые не могут иметь детей, подвергают насмешкам и издевательствам.

Инициация

Обряд инициации для мальчиков проводят в возрасте 14 лет и всегда отмечают на широкую ногу. Пройдя этот традиционный обряд, мальчик становится мужчиной-воином, т.е. «мурраном». В возрасте 28 лет этот статус меняется на статус старейшины. Девочек выдают замуж рано, начиная примерно с 10 лет. Положение замужней женщины изменяется в лучшую сторону по мере рождения детей.

Совет старейшин

Управляют племенем старейшины-мужчины. Они принимают общие решения на специальных собраниях. Как правило, старейшины собираются под деревом, которое обозначает место проведения совещания. Женщины также могут принимать участие в собраниях. Они обычно сидят во внешнем круге и могут комментировать те или иные высказывания или передавать свои пожелания через родственников мужского пола. Кроме того, женщины могут устраивать свои собственные собрания, а затем сообщать о результаты своих собраний на рассмотрение мужского совета старейшин.

Женская деревня Умоджа

Устав от патриархального строя родных поселений и нередко жестокого обращения, женщины самбуру основали свою «эмансипированную деревню», которой сами и управляют. Внешне это традиционная самбурийская деревня с привычными хижинами. Традиции племени самбуру хоть и не изощренно жестоки, но весьма неприятны. И многие женщины хотят освободиться от этого гнета. Умоджа сотрудничает с адвокатами-правозащитниками и благотворительными организациями. У самбуру нет развода, поэтому оставленные мужья периодически пытаются вернуть своих супруг в семью насильно. Когда их настойчивость переходит все границы, женщинам приходится обращаться к властям. Уклад Умоджи весьма прост: женщины плетут украшения: бусы и браслеты, ходят в школу, продают продукты питания, а также помогают женщинам из близлежащих деревень.

источник