Сэр Артур Игнейшус (в устаревшей передаче — Игнатий) Конан Дойл (Дойль) (англ. Sir Arthur Ignatius Conan Doyle; 22 мая 1859, Эдинбург — 7 июля 1930, Кроуборо, Суссекс) — английский писатель (по образованию врач), автор многочисленных приключенческих, исторических, публицистических, фантастических и юмористических произведений.
Артур Конан Дойль оставил после себя множество загадок, которые он любил не меньше, чем его знаменитый персонаж Шерлок Холмс. «Пилтдаунский человек», феи из Коттингли — знаменитые фальсификации XX века связаны с его именем.
На заднем плане юный сыщик Arthur Conan Doyle, персонаж компьютерный игры Assassin's Creed
Скрывая благородство
Пожалуй, одной из самых главных загадок Конана Дойля нашего времени, является то, каким был тот человек, создавший классический образ детектива, давший всему миру поверить в выживших динозавров и существующих фей. Человек, который получив классическое медицинское образование, столь страстно искал доказательства «проклятья фараонов» и не менее яростно защищал спиритизм.
А был он, по воспоминаниям сына, рыцарем, припозднившимся во времени. По словам Адриана, детство «сэра Найджела Лоринга» — героя исторического романа Дойля, рыцаря на службе короля Англии в самом начале Столетней войны (то есть, в золотую эпоху рыцарства), было во многом автобиографичным. Единственное различие состоит во времени и месте действия, каковое из древней обители предков превратилось в скромное жилище на Либертон-бэнк.
Артур Конан Дойл
Сама атмосфера дома «дышала рыцарским духом». Его мать была архитектором, талантливой рассказчицей и страстной почитательницей древностей. Как пишет Адриан, Артур Конан Дойль начал разбираться в геральдике «раньше, чем освоил латинское спряжение». Он был знаком со всей своей родословной, включая самые незначительные ответвления рода за шесть предшествующих столетий. И что самое важное, как главное мерило всех земных ценностей, ему был привит кодекс рыцарства, характерный для далекого XV века. Так, он мог закрыть глаза на испорченную собственность или срыв своих экспериментов, но даже своему сыну не спустил бы с рук непочтительного отношения со служанкой.
Тот же рыцарский кодекс он применил на свое отношение к спиритуализму. Как и «истинные» рыцари, когда-то защищавшие католическую веру, он без остатка отдал себя своему мистическому увлечению и его проповеди.
За рыцарским кодексом последовали и титулы. Как истинный аристократ, Конан Дойль относился к ним с пренебрежением, долго отказываясь от звания пэра, во имя спиритуализма, и никогда не именовавший себя «сэром». Лишь после смерти его семья узнала, что он был кавалером Короны Италии. Артур Конан Дойль не любил раскрывать свои загадки.
Кадр из первой серии «Этюд в розовых тонах» телефильма «Шерлок» (2010)
Кем был Шерлок Холмс?
Вопрос, кто стал прототипом для легендарного Шерлока Холмса, и по сей день вызывает немало дискуссий. Принято считать, что им был Джозеф Белл, профессор Эдинбургского университета, где Конан Дойль получал медицинское образование. Этот человек был известен своей способностью по мельчайшим деталям угадывать характер и прошлое человека. Вроде все сходится. Однако стоит ли игнорировать мнение самого писателя по этому вопросу: «Если Холмс и существует, то, должен признаться, это я сам и есть».
Эта фраза якобы вычленена из личной беседы Артура с американским журналистом Хейдоном Коффином. И даже, если сама она, возможно, не более чем «журналистская утка», достаточно ознакомиться с образом жизни писателя, чтобы понять — если это и выдумка, то она недалека от истины.
По воспоминаниям его сына, в дедукции писателю не было равных. И он часто применял свои способности на практике: «Путешествуя с отцом по европейским столицам, более всего мне нравилось ходить с ним по знаменитым ресторанам и выслушивать его бесстрастные замечания о характерах, занятиях, увлечениях и других подробностях жизни посетителей, подробностях, совершенно скрытых от моего взора». Не менее своего персонажа Конан Дойл любил загадки, яркие детективные дела, а главное их раскрытие. Причем, как и Шерлок, в своем стремлении найти истину, он совершенно забывал обо всем на свете, включая собственную внешность: «подчас можно было увидеть на ступенях клуба Атенеум величественную с головы до пят фигуру Конан Дойла, если не считать чересчур маленькой для его массивного черепа шапочки сына, которую он небрежно нахлобучил на макушку». Такая небрежность обычно говорила о том, что он столкнулся с какой-то тайной, легендой или интригой, которая немедленно требует разъяснения. Его сын Адриан описывает занятный случай, когда во время работы над одним «убийством» (дело касалось молодого человека, исчезнувшего при обстоятельствах, не оставивших у полиции сомнений, что даже тело было уничтожено), он встретил отца, обутого в черный и коричневый башмак. Он был настолько сосредоточен на своих версиях, что его «серьезный» вид не внушал злоумышленнику ничего хорошего. И правда, вскоре обнаружилось, что пропавший юноша цел и невредим и скрывается в Ливерпуле.
Кадр из сериала «Гудини и Дойл» (2016)
«Конан Дойль заговорил»
Артуру Конан Дойлю приписывают фразу, сказанную в последние его дни: «В моей жизни было много приключений, но самое большое и славное ждет меня впереди». Знаменитый писатель, несмотря на свое медицинское образование был всецело поглощен спиритизмом. Считается, что он увлекся им после смерти своего отца, который много пил и окончил свои дни в психиатрической клинике, утверждая, будто слышит «голоса с того света». По другой версии, на путь медиума писателя толкнула смерть его сына во время Первой мировой войны. Но, возможно, более основательной причиной стала мода английского общества XIX — начала XX века коротать вечера за «кручением столов». Хотя, увлечение Артура явно было большим, чем простой данью моде. Он с характерной для него увлеченностью погрузился в историю спиритизма, издав на эту тему не один фундаментальный труд, наиболее известный из которых «История спиритизма».
Доказательства «жизни после смерти» и возможности общения с духами, Конан Дойль искал в науке, в новейших археологических открытиях, так упорно выступая за существования «проклятий фараонов». Спиритизм косвенно приблизил его кончину. Артур Конан Дойль колесил по миру, читая лекции и выступая в защиту религии Аллана Кардека. Это окончательно подорвало без того некрепкое здоровье. Он умер 7 июля 1930 года от сердечного приступа.
Вопрос, как человек с медицинским образованием столь яро верил в существование фей и привидений, возможно, так и останется тайной, или однажды одно из поколений его биографов все-таки сможет найти на него ответ. Но важно даже не это. Артур Конан Дойль увлекся мистицизмом будучи уже состоявшимся и широко известным человеком. В результате, его имя и увлечение дали многочисленные возможности для спекуляций. Или мифов. Так, долгое время ходили слухи, что писатель после смерти являлся своей семье в виде привидения. Основывается он якобы на дневниках его вдовы с интригующим названием «Конан Дойль заговорил», которая, впрочем, разделяла увлечения мужа.
Феи из Коттингли
Помимо истории спиритизма, Конан Дойль увлекался и «паранормальной фотографией», собирая произведения этого жанра, начиная с середины XIX веке, и на свой манер проверяя их подлинность. Среди всех экземпляров, с которыми ему удалось столкнуться, были и знаменитые фотографии фей из Коттингли, которых якобы смогли сфотографировать две девочки-подростки: Элси Райт и Фрэнсис Гриффит.
Эта история началась весной 1917 года, когда две двоюродные сестры объяснили своим матерям причины своего долгого отсутствия тем, что они играют с феями у местного ручья. После того, как взрослые им не поверили, девочки в качестве доказательства попросили у отца фотоаппарат и сделали пару снимков, на которых были изображены хороводы фей и представители «маленького народца» поодиночке. В Англии начала XX века фольклорная традиция была еще сильна, поэтому, фотографии, попавшие на страницы журнала «Strand Magazine» получили большой резонанс. Одним из их самых ярых поклонников был и Конан Дойль, который, впечатленный связью девочек с «потусторонним», написал книгу «Явление фей». В ней он был весьма категоричен, утверждая: «Есть целый народец, который может быть столь же многочисленным, как и человеческий род, который ведет свою собственную жизнь и отделён от нас неким различием в вибрациях.» И это несмотря на то, что на его запрос о подлинности фотографий известный физик Оливер Лодж сказал категоричное нет.
Разоблачение мистификации произошло лишь в 80-х годах XX века, когда Элси и Фрэнсис признались, что феи на фотографиях были нарисованы и закреплены шпильками от шляп. Правда, их показания постоянно менялись: то они утверждали, что фотографии фальшивые, а феи настоящие; то, что феи были лишь способом оправдаться перед родителями за свои опоздания, а потом девочки просто побоялись родительского гнева за обман, и разочарования их «любимого писателя Артура Конан Дойля». В своем интервью Френсис заявила: «Я никогда не считала мошенничеством нашу с Элси проделку — мы просто валяли дурака. У меня до сих пор не укладывается в голове, как можно было нам верить всерьёз — это делали те, кому хотелось всерьёз верить».
И все же, напоследок, фотографы-любители оставили своим поклонника надежду на сказку. Так, спустя несколько лет после разоблачительного интервью и после смерти Фрэнсис, Элси Хилл решительно заявила: «Феи из Коттингли были на самом деле».
«Пилтдаунский человек»
Имя Артура Конан Дойля было замешено не только в «психических» мистификациях, но и в научных. Речь идет о знаменитом деле «Пилтдаунского человека» — недостающего звена в дарвинской цепочке эволюции.
Открытие принадлежало археологу любителю Чарльзу Доусону, который 15 февраля 1912 года сообщил в Британский музей, что в гравийном карьере в Пилтдаутене обнаружил череп массивного человекоподобного существа. Его открытие провел ученый Смит Вудворд, подтвердивший, что останки принадлежат неизвестному ранее человекоподобному существу. Новый вид получил название «Eoanthropus dawsoni» («Человек рассвета Доусона»). Вместе с Доусоным они продолжили раскопки, и нашли другие свидетельства «прачеловека»: ещё больше фрагментов черепа, челюсть с двумя зубами, разнообразные окаменелости животных и примитивные каменные орудия труда.
По предварительному результату, было установлено, что этот человек жил на британской земле около миллиона лет назад. Это был древнейший представитель «homo» в Англии. Находка была настолько сенсационной, что решили пренебречь необходимыми в данном случае тестами. Как писал потом Майлз Рассел в своей книге «Пилтдаунский человек: Секретная жизнь Чарльза Доусона и крупнейшая мировая археологическая мистификация»: «Никто не сделал никаких научных тестов. Если бы их сделали, то сразу бы заметили химическое состаривание зубов и то, что они подточены. Было очевидно, что это ненастоящий артефакт».
Портрет основных действующих лиц пилтдаунской истории на фоне портрета Чарльза Дарвина (художник Джон Кук, 1915). В центре Артур Кит (сидит, в белом халате); слева от него Чарльз Доусон и Артур Вудворд (стоят), А. С. Андервуд (сидит); справа от Кита — Ф. О. Барлоу и Г. Е. Смит (стоят), В. П. Пайкрафт и сэр Ланкастер (сидят).
Правда открылась уже после смерти Доусона в 1916 году. Мало того, что на паре находок доказательства существования пилтдуанского человека закончились, так и еще при ближайшем рассмотрении оказалось, что найденные «обезьяноподобные зубы» нижней челюсти не соответствуют верхней, которая подозрительно напоминала строение черепа современного человека. Вскоре выяснили, что пресловутый пилтдаунский человек оказался конструкцией из останков обезьяны и человека.
До сих пор неизвестно, кто создал знаменитую мистификацию, поставившую на уши весь научный мир. По одной из версий, ее автором был Артур Конан Дойль, который, как и Доусон, был страстным любителем древностей, но с последним состоял в натянутых отношениях. Более того, он долгое время жил недалеко от Пилтдауна. Исследователи также нашли много точек соприкосновения с его романом «Затерянный мир «и пилтдаунским делом.
Из романа «Затерянный мир»:
«— Ну, а кости?
— Первую он извлёк из рагу, вторую смастерил собственными руками. Нужны только известная смекалка да знание дела, а тогда всё что угодно сфальсифицируешь — и кость и фотографический снимок».
Одним из вероятных мотивов считают его увлечение спиритизмом и стремление показать несовершенство науки. Но защитники писателя утверждают, что в таком случае, он бы не стал скрывать свой триумф.