Эти 10 правил не являются абсолютной догмой, но если вы будете следить за их соблюдением, то ваш шанс купить хорошее вино даже за относительно небольшие деньги существенно возрастет.
Итак, перечислим то, что ДОЛЖНО быть на этикетке вина:
1. Вино должно быть сухое или сладкое.
Практически никто в мире не потребляет полусладких вин, поэтому, как следствие, делаются они практически на 100% эксклюзивно для России, из того, «что Бог послал», то есть из отходов нормального винопроизводства. Ну или из самых низкосортных материалов. Причем 99,9% того, что продается в нашей стране — это искусственно подслащенное обычным сахаром сухое вино. Это во-первых.
А во-вторых — для предотвращения вторичного брожения в бутылке полусладкое вино требует гораздо более жесткой консервации (то есть сульфатирования), нежели вина сухие (где, ввиду отсутствия сахара, вторичное брожение затруднено естественным образом), или вина сладкие, где консервантом в той или иной степени является сам сахар. А что такое дополнительное сульфатирование? Это, дорогие мои друзья, Ваша утренняя головная боль, ни больше, ни меньше. Оно Вам надо?
Из этого правила как из всех остальных существуют немногочисленные исключения — вина с натуральным остаточным сахаром, но они очень редко встречаются в недорогом сегменте.
2. Этикетка должна нести на лицевой стороне название производителя
Приличный производитель стремится к узнаваемости и не прячется за мелким шрифтом на контр-этикетке.
3. Этикетка или контр-этикетка должны нести год урожая
Отсутствие года на этикетке обозначает, что вино в бутылке относится к категории самых дешевых, которые производятся из какого попало винограда, выращенного неизвестно где, без всякого контроля и ограничений. Для таких вин вам не гарантируется ничего, кроме минимального соблюдения минимальных параметров по содержанию вредных веществ. О вкусе и аромате таких вин по большей части говорить не приходится.
4. Этикетка или контр-этикетка должны нести на себе список сортов винограда
Упаси Вас Бог, от вина из «отборных ягод лучших сортов винограда». «Отборные», в данном случае, нужно читать как, «то, что осталось, после того, как отобрали все более-менее пригодное для нормального виноделия». Из данного правила есть исключение — Франция. Вина Франции, контролируемые по месту происхождения, в законодательном порядке до недавнего времени не имели права публиковать сортовой состав на этикетке и многие следуют этой традиции до сих пор. Для вин Нового Света указание сорта или их списка является почти обязательным.
То, что ЖЕЛАТЕЛЬНО, чтобы было
5. На этикетке указан суб-регион
Ни для кого не секрет, что внутри одной страны, и даже внутри одной географической области, некоторые регионы более приспособлены для виноделия, нежели соседние. И такие регионы, вне зависимости от страны, быстро становятся известны сами по себе. Бордо и долина Роны во Франции, долина Рейна в Германии, Риоха и Риберо дель Дуэро в Испании, зона Кьянти в Италии, Паарль и Стелленбош в Южной Африке, долина Барроса и МакЛарен в Австралии, Кольчагуа в Чили и прочая, прочая, прочая. Несть им числа. И всякий винодел, буде досталось ему работать в определенном регионе, не преминет указать его название на этикетке. А если нет? Ну значит собран виноград абы откуда и абы какой. Нет, конечно, это не всегда так и никоим образом ничего не гарантирует, ни в «плюс», ни в «минус», просто еще один штрих.
6. На контр-этикетке указан срок выдержки в бочке и бутылке
Держать отвратительное вино в бочке — нет никакого смысла. Да, дуб немного заретуширует проблемы, но накладные расходы на бочку и хранение съедят эту выгоду в один момент. Проще продать неудачное вино сразу, as is, наливом в пластиковый 8-10тонный контейнер, и отправить в Россию, где его усластят, укрепят (если надо) и продадут «Молоки арбатского доктора». На выдержку же оставляют уже только более-менее приличное вино.
7. На этикетке указан уровень национального контроля качества (AOC, DO, DOC, WO, QWmP)
Большинство стран с устоявшейся традицией винопроизводства имеет выработанные и более-менее устоявшиеся системы контроля качества. Ассоциации виноделов выработали и установили допустимые для определенного региона сорта винограда, предельные уровни урожайности, урегулировали и определили допустимые элементы технологии виноделия и т.д. И те из виноделов, кто последовательно соблюдает установленные правила и производит вина соответствующего качества, имеют право указывать на этикетке своего вина соответствующий стандарт качества.
Стандарты в разных странах разные. Во Франции это система: AOC (Appellation d'origine controlee), Vin de Pays, Vin de Table. В Италии — DOCG (Denominazione di Origine Controllata e Garantita), DOC (Denominazione di Origine Controllata), IGT (Indicazione Geografica Tipica), VdT (Vino Da Tavola). В других странах — более или менее аналогично. «И как в этом всем разобраться и как все это запомнить?» — спросите Вы. А никак и не надо. Достаточно запомнить одно очень простое мнемоническое правило: Чем ближе к букве А начинается категория качества — тем лучше. Если две категории начинаются на одну и ту же букву — лучше та, что длиннее. Так французский AOC — гораздо более высокая категория качества, нежели VdP, а VdP лучше, чем VdT. DOCG, для Италии, сильнее чем DOC, и оба они сильнее чем IGT. Просто?
Ну и опять-таки, оговорка: наличие этих букв или их расшифровки (той, что написана у меня в скобках), само по себе тоже, гарантирует немного, как и их отсутствие не 100% гарантия того, что вино в бутылке плохое.
8. Наличие на этикетке слов «Crianza», «Reserva», «Gran Reserva», «Single Vineyard», «Vielles Vignes»
Хороший производитель всегда старается подчеркнуть достоинства своего вина. Если они есть. Будь это срок выдержки в бочке, или использование для производства вина ягод строго с одного, обычно лучшего в хозяйстве, виноградника, или еще какие-то особые свойства. Для этого используется довольно широкий спектр слов. Не все из них имеют жестко стандартизованное использование, но их наличие — лишний плюс.
9. Крупный уважаемый импортер — это хороший признак
Это, пожалуй, один из самых хрупких, сложных для использования и слабых признаков. Возьмите с полки любую понравившуюся Вам бутылку. На контр-этикетке прочтите название импортера и дистрибьютора. Поставьте бутылку обратно. А теперь начинайте брать самые дешевые и бессмысленные бутылки с нижней полки супермаркета, куда обычно выкладывается заведомое гуано. Если название этого импортера или дистрибьютора встретится Вам более одного раза — подумайте относительно своего изначального выбора еще раз. Дело в том, что рыночные ниши импортеров и дистрибьюторов более-менее структурированы. И если импортер в массе своей возит плохое вино, то вероятность того, что даже лучшее вино его портфеля будет чем-то приличным, тоже, в целом не велика.
10. Цена на полке от 400-500 рублей (upd. в ценах 2017 года) и выше (кроме случаев оптовых и около-оптовых магазинов, вроде Метро C&C)
Ну и наконец — хорошо и дешево не бывает. Помните, что вина в Москве на полке — это 2,5-3 европейских цены. Покупая вино за 300 рублей Вы в реальности приобретаете вино за 1-1,5 евро. И Вам повезет, если это будут не откровенные помои. Очень повезет.
И под всем этим, крупными буквами — даже соблюдение всех этих правил не гарантирует Вам покупки хорошего вина. Но, по крайней мере, существенно, на порядок, увеличивает вероятность этого события. Удачных покупок!