Мотивационный фактор для солдат и офицеров современных армий мира состоит, главным образом, из двух составляющих: материально-технического оснащения и идеологической подоплеки. Особенно если это касается участия воинских подразделений в боевых действиях.
Американцы без артподдержки не сунутся
Американские рейнджеры привыкли действовать на вражеской территории исключительно при поддержке тяжелого вооружения, по качеству которого США на первом месте в мире. Боевых самолетов, вертолетов и кораблей флота в американской армии больше, чем в какой-либо другой. Как показала война во Ираке, без применения оружия массового поражения, один на один с врагом, янки не так уж и боеспособны.
Современный штатовский «солдат удачи» знает, что он сравнительно неплохо материально обеспечен, у него масса социальных льгот. Наемники джи-ай фактически неподсудны на территории страны. Если рейнджер получит ранение или его убьют, семье выплатят солидную страховку. Материальная мотивационная составляющая для американских наемников одна их основных, как и в армиях Великобритании и Франции. Не последней задачей считается воспитать у военнослужащего чувство патриотизма, исключительного значения своего государства по сравнению с остальными странами.
Впрочем, Франция, Великобритания и Испания в последнее время начали превращать свои армии в иностранные легионы, вербуя туда жителей других стран: соотечественники хотят служить все меньше. Подобная мотивация при выборе способа заработка для иностранцев, как считают многие военные эксперты, существенно снижает боеспособность вооруженных сил государств.
В чем заключается военный потенциал Израиля
Серьезной мотивацией израильского военнослужащего является осознание необходимости защищать свою страну от перманентных военных угроз, исходящих от арабских стран. Израиль имеет очень высокий военный потенциал по сравнению со странами с соизмеримой территорией и обладает богатейшим боевым опытом.
В основном в израильской армии служат (в том числе, и девушки) по призыву. Служба считается почетной обязанностью и, как правило, предшествует карьере на «гражданке».
Воины-исламисты: деньги и вера
Настрой на прохождение воинской службы в армиях арабских стран включает в себя одновременно идеологические, религиозные и политические установки. Но и там материально-социальная составляющая для мотивации военнослужащего играет немаловажную роль. К примеру, в Национальной гвардии Саудовской Аравии служит армейская элита, подчиняющаяся только королю. К ее услугам самая высокая зарплата, набор многочисленных социальных льгот и суперсовременное медобслуживание.
Одной их главных причин, побуждающих исламских наемников воевать, в том числе, за рубежом – религиозные мотивы. Наемники являются ударной силой террористических центров по всему миру. Во вторую Чеченскую кампанию на территории самопровозглашенной Ичкерии на стороне «незаконных вооруженных формирований» воевало около 3 тысяч таких «засланцев», российскими войсками там было уничтожено порядка тысячи палестинцев, ливийцев, иорданцев, афганцев и граждан других арабских стран.
Русские дерутся до последнего
Российскому военнослужащему, воюющему в «горячей точке», российская армия обещает солидное денежное довольствие. К примеру, российские контрактники в Сирии сейчас получают от 180 до 300 тысяч рублей в месяц. Обычный же солдат-контрактник в первые годы службы зарабатывает не многим более 20 тысяч рублей.
Но, как показали военные конфликты последних лет, в которых принимали участие российские военнослужащие, мотивация поведения русского солдата и офицера в экстремальных боевых условиях строится на взаимовыручке, отваге и мужестве – нашим воинам неоднократно часами приходилось биться до последнего патрона, не дожидаясь огневой поддержки с земли или воздуха и в условиях окружения.
Только за бои по отторжению боевиков, вторгшихся в Дагестан, а также за участие в Первой и Второй чеченских кампаниях Героями России стали около 500 российских военнослужащих.