Девочки на выданье: как живут несовершеннолетние невесты в Грузии
Никто точно не знает, сколько несовершеннолетних девочек выдают замуж в Грузии. По данным Фонда ООН в области народонаселения, не менее 17% девушек в Грузии выходят замуж до 18-летия, законного возраста вступления в брак. Но данные сложно учитывать, поскольку семьи часто обходят закон, не регистрируя брак официально в течение нескольких лет. Они проводят свадьбы в местных церквях или мечетях и считают пару соединенной узами брака в культурном и религиозном смысле.
17-летняя невеста из грузинских азербайджанцев, живущая в Кахетии, ждет приезда жениха в день свадьбы. Она познакомилась со своим будущим мужем, которому 22 года, за месяц до этого, когда было объявлено об их помолвке.
Фотожурналист Даро Сулакаури выросла в Грузии и помнит, как одна ее одноклассница выходила замуж, когда им обеим было по 12 лет. «У меня были какие-то смешанные чувства. Мне казалось, что что-то не так. Но я не понимала, в чем дело», — говорит она. Эти чувства вернулись к Даро, когда она стала изучать проблемы женщин в Грузии, получив грант от правозащитной сети Human Rights House Network. Вспомнив про свою одноклассницу, она начала спрашивать у людей о подростковых браках. Вскоре после этого фотограф получила приглашение на свадьбу в маленькой деревне. Под конец празднования юная невеста начала плакать.
Одноклассницы невесты пришли похвалить ее платье.
«Было очень трудно угадать ее чувства, — вспоминает Даро Сулакаури. — Было ли ей грустно? Была ли она рада? По мне, так она была сбита с толку. Именно поэтому я начала понимать, что очень хочу рассказать историю об этом».
В деревенской гостиной невеста готовится к свадьбе.
ЮНИСЕФ называет детские браки фундаментальным нарушением прав человека. В Грузии одни из самых высоких в Европе показателей по детским бракам. Это традиция, которой много веков, и она не связана с той или иной религией. Поводы для браков отличаются в зависимости от места и социальной группы, но есть общие черты. Женихи почти всегда старше, уже окончили школу и достигли возраста законного вступления в брак.
Невеста наносит макияж перед свадьбой.
Как правило, мать жениха начинает процесс сватовства, но Сулакаури сталкивалась с парами, которые познакомились через друзей, в школе или в интернете. Девочек не обязательно насильно выдают замуж, но давление традиций очень сильно.
17-летняя невеста покидает родной дом.
«Они словно плывут по течению. Потому что их прабабушка так делала, и бабушка, и мать вышли замуж в очень юном возрасте. Поэтому они считают, что это жизненный уклад, что так должно быть», — говорит фотограф.
Парни-подростки сморят из окон машины на свадебные торжества.
Люди на снимках Сулакаури — грузинские азербайджанцы, этническое и религиозное меньшинство. Одна из девочек-невест, с которой фотограф познакомилась, — Лейла, ей было 12 лет, когда она вышла замуж и стала жить в семье мужа. Ее история особенно потрясла Сулакаури. Фотограф вспоминает, что в первых же беседах Лейла была очень откровенна. «У нее были эти мечты о будущем, о том, кем она хочет стать, например стилистом. Она хотела продолжить учебу и заниматься кучей вещей».
Друзья и родственники танцуют вокруг невесты, а она получает подарки в виде денег и плачет.
Через год Сулакаури снова связалась с Лейлой, и все изменилось. «Она стала домохозяйкой в 13 лет. Она не собирается ходить в школу, это точно. В каком-то смысле эта тема для нее закрыта», — рассказывает фотограф.
Невеста и жених перешагивают через зарезанного барана в рамках свадебного обряда.
В жизни этих девочек оставит отпечаток не только неоконченная школа. Сексуального просвещения в Грузии в буквальном смысле не существует, и Сулакаури говорит, что некоторые девочки не понимают, что влечет за собой брак, до самого дня свадьбы. Исследование репродуктивного здоровья населения в 2010 году показало, что 76,6% замужних девушек в возрасте от 15 до 19 лет не используют ни один из современных методов контрацепции. Неудивительно, что многие юные невесты беременеют вскоре после свадьбы, что ведет к различным осложнениям и ухудшению здоровья их еще развивающихся организмов.
Пара молодоженов-мусульман из азербайджанской диаспоры позирует перед мечетью в день свадьбы.
Когда Сулакаури встречается с этими девочками, она постоянно вспоминает свое детство. «Оно было совсем другим. Я была ребенком так долго, как только могла, понимаете?» Если ее работа не может подарить такое детство невестам на ее снимках, фотограф надеется, что она сможет изменить будущее других девушек. «Я хотела показать людям в моей стране, что это происходит. Это может подтолкнуть перемены. Возможно, они начнут говорить об этом: «Может, так не должно быть. Может, это слишком рано»».
Грузинская семья из Аджарии живет в этом доме летом, что распространено среди местных крестьян. Обычно таким домам более ста лет. Скот держат на первом этаже, а семья спит на втором.
15-летняя Мари живет в Аджарии. Большинство ее ровесниц бросают школу и выходят замуж. Ее бабушка считает, что это традиция, которую нужно передавать из поколения в поколение.
Аджарская семья ездит из одной деревни в другую. Даро Сулакаури хотела запечатлеть не только сами свадьбы, но и жизненный уклад в этих местах.
Дети купаются в Зеленом озере в Аджарии.
Дети у въезда в аджарскую деревню. Ранние браки очень распространены в этом регионе.
Сали 13 лет. Хотя она еще не замужем, ее бабушка сказала фотографу, что не видит ничего плохого в ранних браках.
Близнецы Моника и Лаура живут в Кахетии. Они родились, когда их матери было всего 14 лет.
Дети катаются на веревке в туманный день. Для многих местных жителей детство быстро заканчивается из-за ранних браков.
14-летняя Тамро из Аджарии танцует на помолвке своей сестры. Хотя среди ее ровесниц нормально выходить замуж, Тамро хочет сначала окончить школу.
Женщины и девушки вышли передохнуть во время празднования помолвки.
Аджария знаменита гористыми пейзажами и, к сожалению, большим количеством браков среди несовершеннолетних.
02.12.2016