Аудитория — миллиард: о китайском кино и телевидении

«Развитие сотрудничества между КНР и СССР в области телевидения и радиовещания будет плодотворно влиять на социалистическое строительство в наших странах» (Из интервью с Ай Чжишеном, министром радио, кино и телевидения КНР)

На 380 метров взметнулось в ослепительно голубое небо светлое здание Центрального телевидения Китая, которое стало одной из достопримечательностей Пекина. Его изображают на открытках, значках, фарфоровых тарелках. Сюда привозят китайских и иностранных туристов. Со смотровой площадки открывается панорама всего Пекина. 20 студий дают возможность готовить разнообразные телепрограммы, в том числе очень популярное в стране многочасовое телешоу, посвященное празднику Весны. В нем принимают участие самые популярные в стране артисты: певцы, танцоры, солисты оперы.

Китай переживает сейчас, если можно так выразиться, «телевизионный бум».

Кажется, совсем недавно — 1 мая 1958 года — в Пекине вышла в эфир первая телепередача, а сегодня в стране работают уже более 200 телецентров. Передачи из китайской столицы с помощью спутников связи смотрит вся страна, включая Синьцзян и Тибет, а количество телевизоров у населения превысило 100 миллионов. Как сообщает агентство Синьхуа, Китай стал крупнейшей страной по выпуску черно-белых телевизоров, а по производству цветных занимает третье место в мире. В 1988 году газета «Жэньминь жибао» писала, что к 1990 году 75 процентов населения страны будет охвачено телевещанием, одним словом, аудитория китайского телевидения к концу столетия приблизится к миллиарду.

Многое, очень многое значит для миллиардного населения страны телевидение. Это, в первую очередь, информация населения о важнейших политических событиях в стране и за рубежом. При этом не нужно забывать, что четвертая часть населения китайской деревни — 200 миллионов человек — неграмотные или малограмотные люди, и прочесть иероглифы для них не так-то просто.

Телевидение играет не последнюю роль в повышении грамотности населения. Имеется учебная программа, которая передается по специальному телевизионному каналу через арендованный международный спутник связи. Для приема передач построено свыше 700 наземных станций спутниковой связи и более 10 тысяч приемных центров для ретрансляции учебных передач на всю страну. Учебная программа используется для подготовки учителей начальных и средних школ, для обучения взрослых, профессионально-технической подготовки. Объем трансляций учебной программы составляет 17 часов в сутки.


Запуск спутника связи

Учебные телепередачи занимают важное место в работе как Центрального телевидения КНР, так и местных телестудий. В настоящее время в КНР создана сеть телевизионного обучения по программе высших учебных заведений. Для обучения используется и радиовещание. Китайское Министерство радио, кино и телевидения совместно с Министерством просвещения открыли радиоуниверситет. Кроме Центрального телерадиоуниверситета в КНР насчитывается 35 провинциальных, 540 окружных и городских филиалов и свыше 30 тысяч учебных групп телерадиоуниверситетов. В телерадиоуниверситетах обучается более миллиона студентов, сдающих в конце обучения экзамены и получающих диплом. В 1986 году Центральный телерадиоуниверситет по специальности «экономика» окончили 230 тысяч человек, что в 2,2 раза больше числа экономистов, подготовленных обычными вузами за 30 с лишним лет.

По учебной и общеобразовательной программам ведется интенсивное обучение трем иностранным языкам (английскому, японскому, французскому) с элементами изучения психологии делового человека, правил поведения, общения с партнером и т. д. Но телевидение — это не только учитель. Для сельского жителя — а в деревне, как известно, проживает более 80 процентов населения страны — это и культурно-развлекательное мероприятие, ибо попасть в театр или даже посмотреть кинофильм совсем не просто. Телевидение открыло для самых широких слоев населения такую возможность. В крестьянских домах телевизор занял почетное место. Его устанавливают подчас рядом с ритуальными табличками с именами предков. Среди «трех больших вещей» — холодильника, стиральной машины, телевизора, которые сегодня характеризуют благосостояние китайской семьи в деревне и в городе, телевизор занимает первое место.

Я помню передачи в черно-белом изображении во время «культурной революции», когда неулыбчивые люди в полувоенной форме, очень мало напоминавшие современных дикторов телевидения, цитатами начинали и завершали телепрограммы, которые были заполнены фрагментами из набивших оскомину «образцовых спектаклей» и кадров военной хроники. Теперь такого рода «продукция» осталась лишь в архивах телевидения. Информационные, культурно-познавательные, развлекательные, учебные, спортивные программы, прямые репортажи с места событий, телемосты — все это сегодня прочно входит в арсенал средств китайского телевидения. Ежегодно только Центральное телевидение готовит около 600 телеспектаклей и еще столько же снимается на других телестудиях страны. Активно развиваются телеобмен и сотрудничество с зарубежными странами.

После многолетнего перерыва возобновлены прямые контакты в области радио и телевидения между КНР и Советским Союзом. В 1987 — 1988 годах телерадиоорганизации наших стран обменялись делегациями, были подписаны протоколы о сотрудничестве, которое предполагает обмен телевизионными программами, творческими коллективами, опытом работы. Это явилось логическим продолжением процесса нормализации отношений между СССР и Китаем.

В Пекине состоялась встреча работников советского телевидения с министром радио, кино и телевидения Китая товарищем Ай Чжишеном, опытным партийным работником, членом Центрального Комитета Коммунистической партии Китая. Он сказал:

— Перестройка в СССР произвела глубокое впечатление на нас. Перед СССР и Китаем в настоящее время стоит задача сделать свои страны процветающими, для чего нам нужен мир. Нормализация отношений между двумя странами, установление между Китаем и Советским Союзом добрососедских отношений, развитие сотрудничества, в том числе и в области телевидения, отвечают коренным интересам наших стран, плодотворно повлияют на социалистическое строительство, явятся важным вкладом в дело укрепления всеобщего мира.

Собственно, наше сотрудничество с китайским телевидением началось еще до поездки советской делегации. На советском телеэкране шли фильмы о сегодняшнем Китае, не оставляют без внимания эту страну телевизионный «Клуб путешественников» и другие передачи Центрального телевидения Советского Союза.

На китайском телевидении все чаще появлялись советские фильмы. Отлично дублированные на китайский язык, они, как отмечали мои китайские собеседники, привлекали все большее внимание телезрителей в Китае. Были показаны «Москва слезам не верит», «Белорусский вокзал», «Служебный роман», «Экипаж», «А зори здесь тихие». Особенно популярным стал фильм «А зори здесь тихие». Можно без преувеличения сказать, что он стал явлением в культурной жизни Китая.

Китайская молодежь знает имена героинь фильма. Им подражают в прическах, одежде. В Китае мне довелось видеть в одной из телепередач небольшой концерт советских песен в исполнении группы китайских артисток. Певицы, очевидно по замыслу режиссера, появились на сцене в костюмах героинь фильма, и аудитория восторженно принимала каждую песню.

А совсем недавно весь Китай смотрел «Семнадцать мгновений весны».

Работники телевидения, китайские телезрители говорили мне, что им нравятся советские фильмы, так как подкупают своей человечностью, чистотой, мужеством героев, высоким художественным уровнем. По всей видимости, немалую роль сыграл здесь и тот факт, что в продолжение довольно длительного времени информация о нашей стране редко появлялась, в том числе и на китайском телеэкране. Сейчас положение меняется.

Телевидение, как и китайская печать, проявляет большой интерес к Советскому Союзу, к нашему искусству. В журнале «Китайское радио и телевидение» часто стали появляться материалы, рассказывающие о советском телевидении и кино, заметки о советских актерах и режиссерах. Мое внимание, в частности, привлекла глубокая содержательная статья Цинь Юе в одном из номеров журнала под заголовком «Замечательные советские фильмы ленинской тематики», где автор знакомит китайских читателей с работами режиссеров С. Эйзенштейна, М. Ромма, С. Юткевича, М. Донского, с творчеством артистов М. Штрауха, И. Смоктуновского, М. Ульянова, К. Лаврова. Кстати, М. Ульянов и К. Лавров побывали недавно в Китае и были встречены китайскими зрителями как старые, добрые знакомые.

Больше стало на китайском телеэкране фильмов и сюжетов, присланных из социалистических стран, знакомящих китайскую аудиторию с жизнью братских народов.