У кого-то может сложиться впечатление, что власть от нас что-то и скрывает. Неужели Украина наконец нашла легендарное «золото Полуботка» или где-то на территории страны начал бить нефтяной фонтан?
Не мешки ворочать
Эксперты с юмором относятся к президентским амбициям и говорят, что, скорее всего, главу государства подставляет его собственное окружение. Ведь президент не очень хорошо разбирается в экономике и цифрах. А ему предлагают озвучивать самые амбициозные планы в надежде, что появятся инвесторы, готовые это все профинансировать.
— Выполнить все обещания Зеленского можно было бы разве что в случае, если бы США согласовали пресловутый инвестиционный план на 277 млрд долларов, — шутит экономист Алексей Кущ. – Этих денег, скорее всего, хватило бы. Но США нам такую сумму не дадут, поэтому нужно понимать — цель президента удивить слушателей своей речью, а не в итоге реализовать ранее обещанное. Он рассчитывает на так называемый вау-эффект. В окружении президента есть люди, которые считают, что если ты будешь перед инвесторами озвучивать нереальные цифры, то 90% пройдут мимо, но 10% заинтересуются и будут инвестировать в эти проекты. Нужно понимать, что этот самый вау-эффект даже на потребительском микроуровне работает очень короткое время, и если за пустыми обещаниями не стоит что-то реальное, то человек перестает верить в это. А с серьезными инвесторами это точно не сработает.
По словам Алексея Куща, инвестор, в отличие от простого человека, помнит, чего стоят обещания президента и его команды.
— Помните, как премьер Гончарук обещал поднять экономику на 40% за пять лет? – продолжает Кущ. – Потом нам обещали создать 500 тысяч новых рабочих мест, привлечь многомиллиардные инвестиции и т. д. Если записать все эти обещания в столбик, то получится, что ничего не выполнено. Более того, откройте данные Госстата – за последние 9 месяцев в промышленности сократилось 40 тысяч рабочих мест, в транспортной отрасли – минус 15 тысяч работников и даже в медицине, которая из-за ковида должна была бы увеличиваться, мы получили минус 23 тысячи работников. Как говорил Валерий Лобановский, счет – на табло.
Искажение смыслов
Экономисты говорят, что любой из озвученных президентом проектов в перспективе реализовать можно. Но экономического смысла в этом нет.
— Украина не такая уж бедная страна, и купить 22 самолета Airbus для национальной авиакомпании – это не проблема, — продолжает Кущ. – Но какой в этом смысл? Дело в том, что государственные инвестиции должны создавать мультипликатор в экономике. На каждую вложенную гривну ВВП страны должен расти на 4-5 грн. То есть при вложениях в 100 млрд грн ВВП должен увеличиваться на 400-500 млрд грн. Инвестиции государства должны дать старт реиндустриализации и инженерной модернизации страны. Возьмем пример той же национальной авиакомпании. Если бы она создавалась на базе украинских самолетов, причем не только пассажирских, но и грузовых, это могло бы дать эффект для экономики. Можно было бы развивать систему международных авиаперевозок, строить склады для товаров, превращая Украину в международный грузовой хаб. Но это не происходит. Более того, мне кажется, что все проекты Зеленского, в которые даже заложены хорошие идеи, попросту извращаются до неузнаваемости его окружением и исполнителями. Программа кредитования 5-7-9% оказалась неэффективной, выплаты ФОПам карантинных 8 тысяч – грустно вспоминать. Также уверен, что и выплата 1 тысячи гривен за вакцинацию окажется провальной.
По словам эксперта, лучше всего у нас реализуются строительные проекты, в которых заложен интерес тех или иных чиновников.
— Павел Лазаренко сказал фразу «ты в теме, но не в деле», — продолжает Алексей Кущ. – Чиновникам очень выгодно строить дороги из-за того, что там налажена система откатов. Любой другой инфраструктурный проект, в который не будут заложены их интересы, реализовываться не будет. Вот и получается, что на строительстве дорог у нас зарабатывают все, кто может, кроме нас – мы платим за реализацию проектов Китаю, Турции и Беларуси, поднимаем их экономики, а сами от этого ничего не получаем.
По его словам, скорее всего, из озвученных президентом направлений в ближайшие годы продолжат реализовываться исключительно инфраструктурные проекты.
— Деньги продолжат закатывать в асфальт, — резюмирует Алексей Кущ. – Думаю, что построят или отремонтируют несколько мостов. Может быть, отремонтируют несколько региональных аэропортов. На большее сил не хватит. А о том, что отечественная критическая инфраструктура, построенная во времена СССР, сейчас находится в плачевном состоянии, президент даже не вспомнил. Поэтому украинская экономика при таком подходе в ближайшее время будет походить не на локомотив, который несется вперед, а на памятник паровозу, который гордо стоит на постаменте недалеко от столичного вокзала. Красиво стоит, но никуда не едет.