Уильям Индик, автор бестселлера «Психология для сценаристов», рассказывает о том, как изменилась социальная роль женщины за последние десятилетия и рассматривает пять распространенных женских психотипов на экране и в жизни.
Для того, чтобы герои картины оживали на экране, сценаристу необходимо или самому быть неплохим психологом, или обращаться к экспертам. В Голливуде существует целая каста психологов, специализирующихся на анализе киносценариев.
Уильям Индик, психолог, специалист мирового класса в сфере «психологии киносценариев» — автор бестселлера «Психология для сценаристов», доктор психологических наук Корнельского Университета и профессор философии Даулинг-колледжа в Нью-Йорке.
Для издания Glamour он проанализировал самые распространенные типажи современных девушек на примере героинь известных кинофильмов и сделал выводы о состоянии общества и роли женщины в нем.
ПРИНЦЕССА
Принцесса — самый распространенный женский персонаж народных легенд и сказок. На большом экране она традиционно появляется в анимационных фильмах Disney и картинах, действие которых разворачивается в вымышленном волшебном мире. Основной сюжет — «девушка в беде» ждет рыцаря, который спасет ее. Традиционные принцессы отражают устаревшие представления о женщине. Они красивы, но абсолютно пассивны, их судьба полностью зависит от мужчин.
Принцесса Анна (Кристен Белл) в «Холодном сердце» (2013) олицетворяет современную принцессу. Она красивая, а также храбрая и активная. Только она определяет собственную жизнь. Хотя у Анны есть герой-союзник, в действительности она не зависит ни от кого. Ее влюбленность — всего лишь часть сюжета, причем далеко не главная. На самом деле это история о взаимоотношениях двух принцесс, о том, как две сестры научились принимать и любить друг друга.
СУПЕРГЕРОИНЯ
В наше время женщинам не нужно быть принцессой или «девушкой в беде». Они могут играть главные роли наравне с мужчинами. В классическом детективе мужчина-сыщик или полицейские-напарники преследуют «плохих парней», которые замешаны в похищении девушки, т.е. «девушки в беде». Этот сценарий повторяет классический фольклор: принцесса находится в плену у злой силы (людоеда, колдуна, дракона) и должна быть спасена главным героем.
В «Фарго» детектив — женщина, которая достаточна умна и храбра, чтобы составить конкуренцию любому мужчине. И тот факт, что Мардж Гундерсон (Фрэнсис Макдорманд) беременна (именно беременность воплощает здесь символ женственности), доказывает, что в современном мире женщине по силам все что угодно!
КАК ВЕТЕР
Романтические комедии вращаются вокруг вечной формулы: «Парень встречает девушку, парень теряет девушку, парень получает девушку». Эта тема была разыграна в бесконечном количестве всевозможных сюжетов. Ключевой вопрос — притяжение… Почему парень влюбился именно в эту девушку, ведь не только же потому, что она красива? Классический женский образ в старых фильмах — тип «инженю» — «хорошая девочка». Она девственна, застенчива, скромна и преданна. «Плохие девочки» (тип «женщина-вамп» или «роковая женщина») олицетворяли противоположные качества.
Саммер Финн (Зои Дешанель) в фильме «500 дней лета» (2009) — прекрасный пример. Главный герой немедленно влюбляется в Саммер, потому что она дикая и свободная. Саммер абсолютно независима, она избегает привязанностей и не желает быть чей-то девушкой. Она провоцирует первый поцелуй, первое свидание и первый секс — и когда отношения исчерпали себя, именно она инициирует расставание. Качество Саммер, которое больше всего очаровывает героя, — независимость, но оно и становится главной причиной разрыва. После фильма нам остается только гадать: Саммер хорошая или плохая? И ответ заключается в том, что черно-белого мира, как и кино, больше не существует.
ГЛАВА СЕМЬИ
До того, как женщина отказалась от позолоченной клетки и статуса исключительно хранительницы домашнего очага, место матери, «босой и беременной», было на кухне. Финансовая независимость открыла женщине мир, традиционно доступный только мужчинам. Но за это пришлось заплатить немалую цену. Если женщина хочет справляться с ролью матери так же хорошо, как с ролью бизнесвумен, она должна научиться делать два дела одновременно. Морин Мердок назвала подобную задачу «убийством двуглавого дракона» — и этот подвиг в два раза сложнее традиционного мужского «убийства дракона с одной головой».
Эрин (Джулия Робертс) в «Эрин Брокович» (2000) решает двойную задачу. Как мать одиночка она должна найти способ быть одновременно опорой семьи и хорошей матерью. Ведь самая серьезная задача современной мамы — научиться балансировать между семьей и карьерой и при этом оставаться собой.
МУДРАЯ ИВА
Роль умудренной опытом «бабушки» состоит в том, чтобы дать ценный совет, который поможет девушке разобраться в себе. Они подобны зеркалам, показывающим скрытую истину. Ива в «Покахонтас» (1995) — прекрасный пример традиционного образа бабушки в рассказах и фильмах. Она мудра, способна все принять, нежна и готова поддержать в любую минуту, но ее роль пассивна — такая бабушка только дает советы.
Условная «бабушка XXI века» не довольствуется ролью второго плана. Рожденная в эру феминизма, она представляет поколение женщин, которые боролись за свои права и благодаря упорству и твердости характера заработали равное с мужчинами положение. Кейт Грант (Джун Скуиб) в «Небраске» (2013) — одна из современных влиятельных «бабушек». С ее простоватой речью, неукротимым духом и обостренным чувством независимости, Кейт — персонаж, которого все боятся. Она без стеснения высказывает свое мнение и ставит на место людей, которые играют не по правилам. В фильме, наполненном слабыми и ущербными героями, Кейт выделяется как сильная и бесстрашная натура, готовая бороться с каждым, кто окажется настолько глуп, чтобы спровоцировать ее.