В мифологии большинства народов есть образ ведьмы – злой колдуньи, причиняющей беды людям. Интересно, что в большинстве абсолютно различных культур указывается неоспоримый признак ведьмы – короткий хвостик, который она прячет под одеждой.
В Европе во времена «охоты на ведьм» (кон. XV – сер. XVII в.) женщину могли обвинить в черной магии даже по самым нелепым причинам, среди которых рыжий цвет волос, сексуальная привлекательность и даже сварливый характер! Неудивительно, что жертвами «охоты» стало множество людей: от 40 до 100 тысяч.
Вопреки расхожему мнению, большинство «ведьм» было повешено, а не сожжено на костре.
Мрачный, но интересный факт: одним из самых жестоких средневековых орудий пытки была так называемая «ведьмовская узда» – железная маска, снабженная шипованным металлическим кляпом. Любая попытка что-нибудь сказать в этой маске причиняла несчастной женщине адскую боль. Считалось, что раз «ведьма» не способна ничего произнести, то она не сможет нанести вред своими заклинаниями ни обвинителям, ни судьям, ни палачам.
Самая распространенная проверка на ведьмачество – это испытание водой. Обвиняемую связывали, вешали ей на шею тяжелый камень и сбрасывали в водоем. Если женщина не тонула, то ее считали ведьмой, так как чистая стихия ее не приняла. Если же тонула, то ее вытаскивали из воды, реанимировали и снимали все обвинения. Правда, очень часто несчастные успевали захлебнуться раньше, чем их доставали из реки или озера. Интересно, что испытание водой как способ выявления ведьмы описан еще в законах древневавилонского правителя Хаммурапи.
Кстати, с испытанием водой связан очень интересный факт: в 1524 году в Риге по обвинению в ведьмачестве была сожжена… скульптура Девы Марии! Дело в том, что тогда в городе распространились иконоборческие идеи, навеянные Реформацией. Иконоборцы бросили статую в реку, она же, будучи деревянной, естественно, не утонула. Этого было достаточно для признания скульптуры ведьмой и ее торжественной огненной казни.
Самой издаваемой книгой Средневековья была Библия. Второе же место прочно удерживал «Молот ведьм», написанный Генрихом Инститором (Крамером) и Якобом Шпренгером. Только за первые 50 лет с момента своей первой публикации в 1487 году этот трактат был переиздан 14 раз.
В 1692 году в американском городке Салем состоялся самый известный «ведьмовской» процесс в истории. Обвинительницами выступали дочь и племянница местного священника, на которых якобы была наведена порча. Показания девочек стали основанием для ареста 150 человек, 19 из которых были повешены, а 1 забит камнями до смерти. Позже оказалось, что дело имело политическую окраску и было сфабриковано от начала до конца. В 1992 году в Салеме был поставлен памятник жертвам этих кошмарных событий, а в 2001 году власти штата Массачусетс реабилитировали всех несправедливо обвиненных.
В Англии уголовное преследование за ведьмачество было отменено только в 1735 году. В дальнейшем всех подозреваемых в занятиях черной магией (в основном, это были цыгане и владельцы спиритических салонов) формально преследовали за мошенничество. Этот закон полностью утратил силу лишь в 1951 году.
Последняя «ведьма» была казнена в Европе в 1782 году. Это была Анна Гёльди, которую швейцарские судьи приговорили к смертной казни формально за попытку отравления, фактически – за занятия черной магией. Интересно, что в Швейцарии того времени отравителей не казнили, если их жертва выживала. Для Анны, поскольку она считалась ведьмой, было сделано исключение. Швейцарские власти официально реабилитировали несчастную женщину только в 2008 году.
Ну и напоследок несколько интересных фактов о современных «охотах на ведьм». В Саудовской Аравии ив Новой Гвинее в уголовном законодательстве есть статьи, наказывающие за ведьмовство тюремным заключением.
В 2008 году в Кении было сожжено на костре 11 «ведьм и колдунов».
С 1995 по 2014 год в Индии в результате самосудов было убито свыше 3000 «ведьм». В этой стране всевозможные подонки часто спекулируют на суевериях и невежестве местного населения, чтобы отнять земли или предприятия, которыми владеют одинокие женщины.