Как организовать медпункт на предприятии

Человек проводит на рабочем месте довольно большой отрезок своей жизни, и важно, чтобы это время было для него максимально безопасным. Забота о здоровье сотрудников – обязательная инициатива для ряда предприятий и организаций, обоснованная в Трудовом кодексе. Одной из форм ее проявления является организация медпункта на предприятии (здравпунктов).

Кто по закону обязан организовать медпункт

Ряд предпринимателей считают себя ответственными за здоровье своих работников, некоторые считают, что этот вопрос должен заботить самих сотрудников. Между тем законодательство РФ в обязательном порядке декларирует эту форму охраны здоровья в отдельных организациях.

Закон предписывает организацию собственных медицинских (фельдшерско-врачебных) пунктов предприятиям следующих отраслей:

  • добыча нефти и газа на Крайнем Севере и приравненных к нему территориях, а также при бурильных работах на море;
  • охранные услуги (военизированные);
  • производство пищевой продукции;
  • услуги общепита (стационарные и в транспорте);
  • предприятия транспорта;
  • ряд услуг (образовательные, некоторые бытовые и др.).

Здравпункт – зачем?

Необходимость здравпункта, заключающаяся в заботе о здоровье сотрудников, очевидна.

Основные функции «местного» медпункта:

  • первая и неотложная помощь при необходимости;
  • организация плановых медосмотров сотрудников;
  • контроль над вакцинацией работников, а иногда и членов их семей;
  • учет медицинских документов, медкнижек;
  • покупка и учет лекарственных средств первой необходимости;
  • медицинское освидетельствование перед допуском к работе, если специфика деятельности это предусматривает (например, водителей перед выходом в рейс).

Но в чем преимущества здравпункта именно на предприятии перед привлечением услуг сторонней медорганизации?

  1. Экономия рабочего времени. Если для прохождения диспансеризации или оказания первой помощи сотрудникам не придется обращаться в другое медучреждение, это существенно сократит временные затраты. Вторая выгода по времени связана с тем, что график рабочего времени у медпункта и предприятия, как правило, совпадает.
  2. Профилактика производственных увечий. Сотрудники медпункта могут оказать не только необходимую первую помощь, но и организовать квалифицированный инструктаж и обучение.
  3. Исключение симуляций. Врач на предприятии объективно определит, действительно ли работнику нужна помощь или он просто хочет уклониться от труда под видом болезни. Немаловажным фактором является освидетельствование на случай алкогольного или наркотического опьянения.
  4. Раннее выявление профзаболеваний. При регулярных осмотрах обнаружить коварные недуги можно значительно раньше, а значит, и эффективно с ними бороться, не утрачивая полезного сотрудника по медицинским причинам.
  5. Упорядочивание вопросов с временной нетрудоспособностью. Все оформления больничных, полисов медстрахования и связанных с ними документов можно препоручить сотрудникам здравпункта.
  6. Льготы по налогам. Расходы на организацию и содержание здравпункта снизят налогооблагаемую базу, если это для предпринимателя является законодательной обязанностью, а также если за этой услугой собственник обратился к сторонней организации. Самостоятельная инициатива такого налогового бонуса не предусматривает (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). С точки зрения налогового законодательства, эти траты относятся к «прочим расходам, связанным с производством и реализацией».