Как реклама вводит нас в заблуждение: небольшой тест на внушаемость

Рекламные мифы

Не секрет, что очень часто реклама вводит нас в заблуждение. Делается это по-разному: в ход идет и откровенный обман, и современные методы воздействия на подсознание человека.

Например, иногда реклама сообщает, что «продукт рекомендован (одобрен) Минздравом России (Украины)». На самом деле Минздрав ничего рекомендовать или одобрять не может. Это ведомство лишь регистрирует тот или иной товар.

Или пример иного рода, когда с экрана человек в медицинском халате настойчиво предлагает воспользоваться нам тем или иным лекарством. Так как у огромного количества людей нет никаких медицинских знаний, то просто появление на экране «врача» в белом халате на них воздействует, повышает их внушаемость. И такой прием рекламного воздействия запрещен во всех цивилизованных странах.

Печально и то, что, по данным исследований, проводимых социологами, реклама на детей оказывает значительно большее влияние, чем на взрослых. Около 70 % опрошенных взрослых уверены, что реклама часто побуждает детей покупать вещи, которые им вредны (примерно до семи лет большинство детей не может отличить рекламу от фильма, который она прерывает, и из-за этого рекламируемые продукты, вещи и т. п., становятся для них гораздо значимее).

На вопрос «Насколько часто, по вашему мнению, реклама в России побуждает детей покупать вещи, которые вредны для них или не очень им нужны?» опрошенные взрослые ответили следующим образом:

  • Очень часто — 40 %.
  • Довольно часто — 38 %.
  • Не очень часто — 8 %.
  • Почти никогда — 2 %.
  • Затрудняюсь ответить — 12 %.

Даже если допустить, что взрослые могут несколько преувеличивать степень влияния рекламы на детей (или оправдывать этим свое нежелание, невозможность выделять деньги на покупки), то все равно картина довольно удручающая.

Кроме детей, особенно сильно реклама воздействует и на людей с повышенной внушаемостью. Таким людям необходимо относиться к рекламным призывам с особой критичностью. А насколько внушаемы лично вы, можно определить с помощью приведенного ниже теста, составленного по идее американского психолога Дж. Кинчера и опубликованного в газете «Неделя».

Тест: Насколько вы внушаемы?

Перед вами несколько ключевых формул, используемых в известных рекламных роликах. Отметьте те из них, о которых вы помните, какой товар или фирму они рекламируют.

  • Не дай себе засохнуть!
  • Чистая работа, блестящие результаты.
  • Твой ответ солнцу.
  • Естественный выбор.
  • По зову сердца.
  • Давать самое лучшее!
  • Вкус победы.
  • Чистит с блеском, действует с головой.
  • Качество, которому можно доверять.
  • Свежее дыхание облегчит понимание.
  • Райское наслаждение.
  • Изменим жизнь к лучшему!
  • Съел — и порядок!
  • Знак хорошего вкуса и традиций пример.
  • Устоять невозможно!
  • Живите без боли.
  • Пять слагаемых для долгой и активной жизни.
  • Попробовав раз, ем и сейчас.

Результаты:

16 и более. Вы очень подвержены внушению. Даже помимо вашей воли усваиваете информацию, которую вам активно навязывают. Помня об этой своей особенности, постарайтесь быть более критичны. (Впрочем, не следует переоценивать полученный результат. Возможно, у вас просто очень хорошая память).

10-15. Вы весьма разборчивы и критичны. Предпочитаете мыслить и действовать самостоятельно.

9 и менее. Похоже, вы смотрите на мир отчужденным взглядом и просеиваете поступающую информацию сквозь фильтр. Убедить вас в чем-то очень нелегко. Но не исключено, что вы просто… мало смотрите телевизор.

В следующих статьях мы предложим вашему вниманию ряд популярных рекламных мифов.