С тех пор, как эта комедия впервые вышла на экраны, прошло уже более 40 лет, но и в наши дни она не теряет своей популярности. Актерский состав был настолько удачным, что сегодня сложно представить других артистов в этих ролях. Главные герои заставляли зрителей плакать от смеха, и они даже не подозревали о том, какую трагедию незадолго до съемок пережил Александр Калягин.
Впервые спектакль по пьесе Брэндона Томаса «Тетка Чарли» был поставлен на сцене Королевского театра в Лондоне еще в 1892 г. После этого он с невероятным успехом шел и в других театрах, а в России премьера постановки этой пьесы состоялась в 1894 г. в театре Корша. Первые экранизации появились в Италии (1911) и в США (1915), а затем киноверсии сняли еще в 7 странах. После стольких интерпретаций предложить что-то новое крайне сложно, тем не менее фильм «Здравствуйте, я ваша тетя!» для многих зрителей стал единственной известной версией этого сюжета, остающейся вне конкуренции.
Изначально у фильма было несколько рабочих названий, одно из них — «Кто есть кто». Окончательный вариант выбирали долго. Говорят, его предложил поэт Наум Олев, услышав эту фразу от Фаины Раневской в фильме «Легкая жизнь». Чтобы не повторяться и избежать штампов предыдущих постановок, режиссер выбрал пародийно-гротесковую стилистику эксцентрической комедии, в рамках которой органично выглядели и нарисованные ресницы донны Розы, и огромные веснушки героини Татьяны Васильевой, и платье самозванца-тетушки из Бразилии, украшенное бахромой от занавесок.
Съемки длились всего три месяца, несмотря на то, что работать приходилось по ночам из-за сильной загруженности актеров в театрах. Но на эти условия никто не жаловался — коллектив подобрался идеальный, не только по уровню мастерства, но и по духу. Армен Джигарханян вспоминал: «Это очень радостная картина. На все времена. Она такая безответственная, бесшабашная!.. Там звезды сошлись — не звезды актерские, а звезды благоприятной ситуации. Она часто в искусстве определяет многое. Извините мое наивное воспоминание о «Тете», но люди, занимающиеся актерским делом, поймут меня: мы любили друг друга. Смотрели друг на друга, радовались, нам было смешно. Я, например, до сих пор люблю Калягина. Встречаю где-нибудь его, испытываю родное чувство. И с Гафтом, и с Мишей Козаковым не наступило отчуждение».
Эпизод, в котором герои швыряли друг в друга тортами, снимали в 4 часа утра. И в кадре не только не было заметно усталости, но вместо этого царило безудержное веселье — актеры покатывались со смеху и забавлялись, как дети, чем выводили из себя режиссера. В один момент он сам взял в руки торт, чтобы показать, как нужно вести себя перед камерой, но сам не выдержал и, не успев швырнуть торт, сам зашелся смехом.
Полковника Френсиса Чеснея могли бы сыграть Армен Джигарханян и Зиновий Гердт. Первый уже примерял на себя роль «солдата, не знающего слов любви», в театре. Но когда режиссер попросил его сделать дубль в качестве судьи Кригса, сомнений в том, в каком образе он выглядит убедительней, ни у кого не осталось. А когда на роль собирались утвердить Гердта, его театр отправился на гастроли за границу, и актер должен был ехать вместе с труппой. В результате хромого полковника блестяще сыграл Михаил Козаков.
Для Александра Калягина главная роль в этой комедии стала настоящей удачей и звездным часом. Он снимался в кино с 1967 г., но роли были, в основном, эпизодическими. До 1975 г. его нельзя было назвать популярным и востребованным киноактером. Тем не менее, он сумел обойти на пробах Олега Табакова, Владимира Этуша и Евгения Леонова. Эта работа стала для Калягина не только победой в профессиональном плане, но и спасением от личного горя. Незадолго до съемок его первая жена Татьяна умерла от рака, и актер остался один с маленькой дочерью. В комедийном амплуа актер был настолько органичен, что многие коллеги даже не подозревали о том, что работа была для него способом забвения. Позже актер признавался, что только во время съемок он мог тогда хоть ненадолго отвлечься от тяжелых мыслей.
О своей работе над образом Калягин рассказывал: «Моя тетка Чарлея родилась из воспоминаний о воспитавших меня женщинах — матери, тетках. В нее вошли черты девочек и женщин, в которых я был влюблен, которых просто мельком видел на улице или в транспорте. С режиссером Виктором Титовым мы ни разу не обсуждали: какой тип женщины надо сыграть? Боже упаси. Никогда не было в мыслях. Память выдавала «на-гора» то позу, то жест, то манеру держать веер, стрелять глазками, кокетничать, приподнимать ножку, хлопать ресничками… мы только отбрасывали, что не нужно. Еще важнейшим в работе было воспоминание об опыте Чарли Чаплина, как-то снявшего коротенький фильм «Женщина»… Женский костюм я обживал старательно, практически не снимая даже в обеденный перерыв». Эта роль не только помогла Александру Калягину пережить личную драму, но и на долгие годы стала его визитной карточкой. Песню «Любовь и бедность» он всегда исполнял на творческих встречах со зрителями.
Критики встретили комедию очень прохладно — по их мнению, действие было чересчур затянутым, сценарий — несмешным и скучным. Армена Джигарханяна спрашивали: «Как же Вы, такой известный артист, и снимались в такой пошлости?» К счастью, реакция миллионов зрителей была прямо противоположной, и уже 43 года комедия пользуется неизменным успехом.
28.02.2018