Октябрьская революция 1917 года стала не только резким поворотом на историческом пути России, но и перевернула с ног на голову жизнь простых людей, далеких от политики. Огонь революции обжёг даже крестьянство, причём лучшую его часть – людей трудолюбивых, но, по мнению новой власти, несознательных.
За что?
В 1930-х годах развернулась масштабная компания по раскулачиванию деревни. В зажиточных крестьянах («кулаках») власть видела врага народа, ведь им было, что терять. На государственном уровне устанавливалась норма в 60 тысяч человек арестованных и 400 тысяч человек высланных, но ОГПУ во главе Г. Ягодой предоставляли, уже в первые годы программы данные, превышающие первоначально заявленные. С раскулаченными крестьянами советская власть не церемонилась.
Семьи чаще всего не подозревали, что они попали в черный список на выселение и жили обычной жизнью. Спецотряды по работе с кулаками могли заявиться в дом ночью и распределить всех членов семьи по разным направлениям: кого-то на Север, кого-то в Сибирь или Казахстан. Тех, кто сопротивлялся расстреливали на месте. Советская власть создавала себе опору в виде колхозов, самодостаточное крепкое хозяйство кулака было очевидной помехой.
Как встречала Сибирь
Нарымский край стал пристанищем для сотен тысяч ссыльных крестьян. В советское время существовала поговорка: «Бог создал Крым, а черт – Нарым». Природа этого края говорит сама за себя: непроходимы болота и топи, вокруг которых разлились притоки Оби, выбраться из которых было невозможно. Для таких поселений не строили заборов с колючей сеткой, побег был сравним с самоубийством.
Что ели?
Половина людей умирала от голода и болезней еще на пути в Сибирь, но и не меньшая часть погибала уже на месте. Из-за неподготовленности жизнь в тайге становилась настоящим испытанием. Нередко люди умирали от съеденных ядовитых грибов или ягод. Иногда, голод доводил до крайностей.
Назимовская трагедия была показательным случаем на что шли люди, оказавшиеся в условиях выживания. После высадки ссыльных, практически на голой земле, у деревни Назино, были зарегистрированы случаи каннибализма. Люди, доведенные до отчаяния, шли на убийство. Этот факт был долго засекречен советской властью, но среди местных жителей за этой деревней закрепилось название «Остров людоедов».
Где жили?
После того, как крестьян высаживали на берегу реки, перед ними открывался вид только дикой необжитой местности. Одни строили дома из веток и поваленных деревьев, которые больше походили на шалаши. Другие копали землянки и норы, чтобы хоть как-то защититься от непогоды. Если семья переживала зиму, то к осени для выживших ставили бараки.
Местные власти не были готовы, что численность ссыльных дойдет до полумиллиона человек. Не было ни средств, ни денег, чтобы обеспечить элементарными условиями всех прибывших. На тысячу человек, условно говоря, выдавалось по три топора и три пилы. Если удавалось сколотить деревянный дом, то там проживало по 40-50 человек.
Как содержали ссыльных?
Детский барак.
Медицинская помощь тоже существовала только в официальных отчетах для Москвы. На самом деле, большой удачей было, если фельдшер (один на тысячу человек) проживал в местной деревне и не нужно было ехать за сотни километров. Одежда была только та, в которую успели переодеться, выходя из дома. Если умирал родственник, то с него все снимали, и распределяли между другими. Обычном делом были отмороженные конечности, суровый климат Сибири не давал возможности выживать слабым.
Ссыльный Джугашвили.
В условиях, не предназначенных для жизни, крестьяне обязаны были отрабатывать, практически, 12-часовой рабочий день. Государство, таким образом, выполняло идеологические задачи и, одновременно, осваивало таежных территорий руками бесплатной рабочей силы. Примечательно, что одним из самых известных ссыльных Нарыма был И.В. Сталин, отправленный туда в 1912 году. Пробыв в качестве узника не больше месяца, он бежал и уже после активно включился в революционное движение Российской империи.