Учёные попытались найти взаимосвязь между пристрастием к определённым музыкальным жанрам и психопатией — расстройством личности, характеризующимся манипулятивностью и недостатком способности к сопереживанию.
В кино, если режиссёр желает показать зрителю, что и монстру не чуждо нечто человеческое, то за кадром звучит классическая музыка. Ярким примером служит Бетховен в фильме «Заводной апельсин» или Моцарт в «Молчании ягнят». Однако в отличие от экранного образа психопата, в реальной жизни такие люди не любители классической музыки.
Профессор психологии Нью-Йоркского университета Паскаль Уоллиш и его недавняя выпускница Николь Лил попытались обнаружить связь между музыкальными предпочтениями и уровнем психопатии — психологического расстройства, для которого характерны склонность к манипуляции и недостаток способности к сопереживанию.
«Принято считать, что все психопаты сидят в тюрьме, однако на деле они повсюду вокруг нас» — заметил Уоллиш.
Исследователи предложили двум сотням студентов оценить ряд утверждений, среди которых встречались такие, как «Правильным является всё, что можно совершить безнаказанно» и «Значение любви переоценено». Затем участники прослушивали музыкальные композиции различных жанров от классики до современных лидеров хит-парадов и оценивали их по семибалльной шкале.
Уоллиш и Лил искали связь между оценкой мелодий и результатами теста на психопатию. И такая корреляция обнаружилась! Исследователи выявили около 20 композиций, популярность или непопулярность которых среди опрошенных оказалась явно связана с их уровнем психопатии.
Затем другой группе студентов также предложили оценить эти 20 треков. И отношение к прослушанной музыке могло до некоторой степени предсказать их результаты теста на психопатию.
В список мелодий, понравившихся психопатам, попали «Lose Yourself» Эминема, и «No Diggity» за авторством Blackstreet, а также «What Do You Mean?» Джастина Бибера. На другом конце шкалы оказались «Money for Nothing» Dire Straits, много раз обработанная мелодия «Wayward Wind» и хит группы Knack 1979 года «My Sharona».
Результаты работы были представлены на собрании Сообщества нейропсихологов в Нью-Йорке.
По словам Лил, они пока не выявили точной схемы, которая могла бы заранее предсказать популярность мелодии у людей с высоким уровнем психопатии. Изначально исследовательница предполагала, что это должны быть композиции без текста, так как большинство текстов касаются тем, которые мало заботят психопатов (например, чувства исполнителя). Однако похоже, что это предположение оказалось неверным.
Когда же Уоллиша спросили, каковы его собственные музыкальные предпочтения, он сообщил, что совершенно не интересуется музыкой.