Название древнеиндийского трактата «Камасутра» происходит от двух слов: «кама» и «сутра». Сутра – это собственно литературная форма, в которую облекалось любое философское учение. Кама – одна из 4-х пурушартх (целей человеческой жизни). Она заключалась в чувственном удовлетворении.
«Камасутра» – в буквальном переводе «песнь о чувственном удовольствии». Из-за такого названия и предельной откровенности содержания «Камасутра» воспринимается европейцами как практическое пособие эротического плана. На самом деле, это не так.
Истинное значение «Камасутра»
«Камасутра» была написана индийским ученым и философом Малланагой Ватьсьяяной приблизительно в III-IV веках. Интересно, что древнеиндийская традиция описывает автора этого трактата как аскета-молчальника, посвятившего свою жизнь религии и философии. Для Малланаги Ватьсьяяны десятки способов получения наслаждения были не самоцелью, а лишь возможностью достижения наивысшей гармонии и познания божественной сущности мироздания.
Сам трактат имеет два плана: религиозно-философский и психологическо-бытовой. Само понятие «камы» относится к религиозным константам индуизма. Эта религия очень сильно отличается от христианства хотя бы уже тем, что предполагает возможность постижения божественной сущности через чувственный опыт. Согласно «Камасутре»,влюбленные, сливаясь в экстазе, буквально становятся частицей бога. Они постигают истинную сущность красоты и гармонии мироздания, каким оно изначально было создано.
Но кама — это только самая низшая ступень. Остальные 3 пурушартхи – артха, дхарма и мокша – являются материальным процветанием, достижением праведности и наивысшим счастьем – полным освобождением из круга перерождений (сансары). Камасутра, как религиозно-философское учение, наставляет истинно верующих индуистов как можно достичь низшей ступени – чувственного счастья, — чтобы вслед за этим можно было подняться на более высокие уровни.
Пособие для жизни
Второй план – психологическо-бытовой – великолепно отражает само содержание трактата. В нем есть 7 основных разделов:
1. В первом автор рассуждает о природе чувственной любви, а также о ее месте в человеческой жизни.
2. Второй раздел посвящен технике поцелуев, прикосновений и всевозможных способов достижения сексуального удовлетворения. Тут же затрагивается сложная для европейцев, но абсолютно приемлемая для индусов, живших в начале I тысячелетия, тема любовного треугольника.
3. В третьем разделе философ поучает неопытных молодых людей, как выбирать себе невест, как за ними ухаживать, на какой день планировать свадьбу в соответствии с предзнаменованиями.
4. Четвертый раздел посвящен психологии взаимоотношений в семье. Автор не только учит супругов уважительно относиться друг к другу в повседневной жизни, но и дает достаточно приземленные практические советы. Например, поучает жен торговаться на рынке и грамотно вести домашнее хозяйство, чтобы богатство семьи приумножалось. Это ведет к артхе, материальному процветанию.
5. В пятом разделе философ учит мужчин обольщать чужих жен, что было актуально в его время многоженства.
6. Шестой раздел посвящен гетерам. Здесь даются рекомендации, каких клиентов гетерам следует и не следует принимать, а также как себя вести с ними. Автор много рассуждает и о моральных качествах женщин и мужчин.
7. Седьмая глава, интригующе названная «Тайным наставлением», посвящена всего лишь секретам привлекательности. Философ дает рекомендации, как стать привлекательной для своего супруга и окружающих, как поддерживать огонь страсти. Рекомендации – самые простые: содержать тело в чистоте, красиво одеваться, пользоваться благовониями, быть милым в речах и уметь сохранять некоторую таинственность.
Как видно из содержания, описание поз – только малая часть трактата. Малланага Ватьсьяяна исследует разные стороны семейной жизни во всех формах, которые существовали на период написания «Камасутры». Он дает много полезных практических рекомендаций, начиная от методов экономии и увеличения материального благосостояния семьи и заканчивая способами достижения взаимопонимания с окружающими.
«Камасутра» – одно из величайших достижений того времени, настоящая энциклопедия семейной жизни, которой индуисты руководствовались многие века. Но ее нельзя и низводить до категории «поваренной книги». Целью гармонизации быта и телесных отношений у последователей этого учения был духовный рост человека, приближение его к высшей цели – освобождению души из круговорота рождений-смертей (сансары) и переход в наивысшее блаженное состояние. В индуизме оно именуется мокшей, в буддизме — нирваной.