Висячий монастырь «Сюанькун» — святилище трёх религий
У заставы Великой Китайской стены, у внешних границ КНР на отвесных утёсах построен «висячий монастырь» Сюанькун. Он находится в 65 километрах от Датуна — одного из древнейших городов Китая.
Издали храм напоминает яркий картонный домик, приклеенный к горе. Внизу, по узкому и короткому ущелью Цзиньлун («Золотой дракон»), ныне перегороженному дамбой, течёт река Хунь. От монастыря вверх вдоль отвесной скалы был проложен дощатый мост, нависающий над пропастью.
Сейчас он убран, а раньше по нему паломники могли перейти некогда бурную реку. По древнему поверью считается, что в этой реке обитает дракон, и чтобы его умилостивить соорудили «висячий храм». Словно огромные веера, отвесные скалы защищают Сюанькун от палящего солнца, ветров, дождей и наводнений. Благодаря скальному расположению монастырь удалось сохранить в практически неизменном виде спустя 1500 лет. Сюанькун заложен в 491 году при династии Северная Вэй на пути паломников из Датуна — столицы империи — к Хэншань — священной горе даосизма. Сюанькун состоит из 40 залов и павильонов. Три секции, возвышающиеся последовательно одна над другой, соединены между собой деревянными настилами. Общая длина комплекса — 150 метров, самая нижняя отметка зафиксирована на высоте 26 метров, а самая верхняя — около 50 м.
Главная особенность монастырей Сюанькун заключается в том, что все здания вырублены в толще скалы и закреплены с помощью системы деревянных балок и опор. Балки покрыты тунговым маслом, которое предотвращает рассыхание древесины и спасает её от термитов. Две верхние секции — «висячие», нижняясекция держится на кирпичном фундаменте. Перед ней установлены входные ворота с двумя традиционными барабанными башнями. Сама скала служит задней стеной помещений, а глубокие скальные ниши предназначены для изображений и статуй Будды. На утёсе высечена иероглифическая надпись: «Гун Шу Тянь Цяо», восхваляющая мастерство архитектора Гун Шунбана, создавшего «висячий храм».
Монастырь Сюанькун — всекитайский пантеон
Сюанькун являет собой яркий пример смешения культур, в нём объединены три основные религии Китая — буддизм, даосизм и конфуцианство. Первоначально монастырь носил название Храм Сокровенной Пустоты: в даосизме иероглиф «сюань» обозначает «сокрытое», «потаённое», «сокровенное», то есть то, что противостоит внешней, видимой природе вещей. А иероглиф «кун» (вторая часть названия СюаньКУН) в буддизме символизирует пустоту, которая понимается как исток, начало всякого явления. Позднее храм переименовали в «висячий монастырь», что соответствует его местоположению. Каждая из трёх секций Сюанькуна имеет сакральное значение. Нижняя секция посвящена триаде богов даосского пантеона («сань гуань») — повелителям Неба, Земли и Воды, которые управляют тремя стихиями и влияют на судьбы людей. Небесный сановник дарует счастье, владыка Землиотпускает грехи, а чиновник воды предотвращает беду. Средняя, буддийская секция называется «Сань шэн», что означает «три времени». В китайской скульптуре очень популярна композиция, изображающая трёх Будд: Шакьямуни — легендарного основателя буддизма, Прабхутаратну — одного из Будд древности и Майтрея — грядущего Учителя человечества. Третья, самая верхняя секция, так называемая «Сань цзяо» («Три учения»), содержит скульптурные изображения духовных лидеров трёх религий — даосского мудреца Лао-Цзы, родоначальника конфуцианства Конфуция и Гаутамы, проповедовавшего буддизм. Нумерология храма проста: три секции дают число 9, которое образуется суммой цифр священного числа многих религий «108». Экскурсия по монастырю строго регламентирована: круговое движение осуществляется по указателям, так как лесенки настолько узкие, что порой сложно обойти идущего навстречу человека. Прогуливаясь по коридорам и остановившись у перил одного из павильонов, можно насладиться панорамными видами гор, окружающих храм.
Знаете ли вы, что…
Брэд Питт объездил весь свет, но ни разу не был в Китае. Он никогда не сможет побывать в этой стране, потому что снялся в 1997 году в ленте «Семь лет в Тибете», признанной в Поднебесной антикитайской пропагандой. Такая же незавидная участь постигла актера Дэвида Тьюлиса, тоже снимавшегося в этом фильме, и снявшего его режиссера Жана-Жака Анно.