Королевы эпизодов советского кино
Их не считали красавицами, но обаяния им было не занимать, им не доставались главные роли, но они сумели заслужить всесоюзную славу. Их называли королевами эпизода — появляясь на экранах всего на несколько минут, они иногда затмевали главных героинь и тут же запоминались зрителям. Но почти все они чувствовали себя несчастными из-за того, что режиссеры не давали им возможности реализовать свой творческий потенциал в полной мере. И нередко это приводило к трагедиям.
Фаина Раневская в 1920-х гг.
Народная артистка СССР Фаина Раневская
Наверное, самой знаменитой из всех «засидевшихся» в актрисах второго плана была Фаина Раневская. Она сыграла всего одну главную роль, но зрителям запомнилась как эксцентрическая актриса эпизода: после выхода на экраны фильма «Подкидыш» ее повсюду преследовали фразой «Муля, не нервируй меня!». У Раневской это вызывало негодование — сама она не считала эту работу выдающейся и очень огорчалась из-за того, что именно в этой роли ее все запомнили. Актриса признавалась, что чувствует себя глубоко несчастной из-за того, что от режиссеров ей поступало так мало стоящих предложений: «В актерской жизни нужно везение. Больше, чем в любой другой, актер зависим, выбирать роли ему не дано. Я сыграла сотую часть того, что могла. Вообще я не считаю, что у меня счастливая актерская судьба… Тоскую о несыгранных ролях. Слово «играть» я не признаю. «Прожить» еще несколько жизней».
Фаина Раневская в фильме «Подкидыш», 1939
Кадр из фильма-сказки «Золушка», 1947
Екатерина Зеленая стала Риной из-за того, что ее имя не помещалось на театральной афише. Но именно под этим именем ее узнали миллионы советских зрителей. Ее творческую судьбу сложно назвать счастливой — в ее фильмографии больше 50 работ, но во всех фильмах она появляется лишь в эпизодах. Хотя благодаря ей эти схематические образы оживали, и придуманные ею реплики очередной тетки из автобуса, гувернантки, старушки, поэтессы, соседки тут же уходили в народ («Такие губы сейчас не носят!»). А роли, которые прославили ее на весь Союз, она сыграла после 70 лет. Рина Зеленая была огорчена тем, что все ее знали только как черепаху Тортиллу и миссис Хадсон. После «Приключений Буратино» актриса отшучивалась: «Вот я уже и черепахой была. Вижу, что человеческой роли не дождаться, вот и согласилась». А о миссис Хадсон и вовсе не любила вспоминать: «Об этой роли и говорить-то особо нечего. Вот если бы фильм назывался «Шерлок Холмс и миссис Хадсон» — это другое дело». Не раз она жаловалась на то, что в этом фильме «была таким же предметом мебели, как шкаф».
Рина Зеленая
Рина Зеленая в роли миссис Хадсон
Мария Виноградова была одна из самых снимаемых актрис советского кино, в ее фильмографии больше 100 ролей, но все они были второплановыми: в юности ей доставались роли подростков, а затем она играла всевозможных домработниц, уборщиц, вахтерш, контролерш, теток и старушек. Ее коллега, актриса Лидия Смирнова, говорила о ней: «Это не человек, это вихрь, темперамент. В ней все кипело, она вечно куда-то мчалась: съемки, концерты. На репетициях я не помню, чтобы она стояла или сидела, она все время была в движении. Как удачно пристало к ней прозвище Муха! Она украшала своим талантом любой проходной эпизод, потому что много фантазировала и привносила от себя. И, как никто, умела дружить. В театре не было человека, который бы ее не любил. Мария Сергеевна не была красивой, но в ней было столько обаяния, что она казалась красавицей».
Мария Виноградова
Мария Виноградова в фильме «Служебный роман», 1977
Ольга Волкова в школьном драмкружке играла мальчишек, в ТЮЗе ей доверяли только роли лягушки, бесенка или даже… окна, а фей и золушек играли другие актрисы. Позже она не могла освободиться от амплуа травести, из которого быстро выросла. В театре коллеги-недоброжелатели называли ее «криворотой, косноязычной, с большой головой». А она взяла и превратила эту фразу в частушку: «Криворотая, косноязычная — эх, судьба моя, необычная!». Из-за ее специфической внешности ей не предлагали ни главных героинь, ни романтических барышень, ни прекрасных дам, а на киностудии «Ленфильм» сходу заявили: «Нам нужны красивые девушки!». Но сама она об этом не жалела: «У меня никогда не было психопатического желания сыграть Джульетту. Я люблю работать, просто работать… Именно от комических ролей я получаю особое удовольствие. Может, потому, что родилась смешной». Зрители ее запомнили в образе Лотты из «Летучей мыши», официантки Виолетты в фильме «Вокзал для двоих» и чиновницы из «Забытой мелодии для флейты». Свою первую крупную роль она сыграла только после 50-ти, в фильме «Небеса обетованные». Эльдар Рязанов восхищался этой актрисой: «Гений, обойденный кинематографом, Смоктуновский в юбке!».
Ольга Волкова в фильме «Летучая мышь», 1978
Ольга Волкова в фильме «Вокзал для двоих», 1982
Одна из лучших советских комедийных актрис Елизавета Никищихина не получала главных ролей в кино, хотя в эпизодах была непревзойденной: ее фразу «Высокие, высокие отношения!» из «Покровских ворот» наверняка помнят все. В прессе ее называли «самой обаятельной кикиморой советского кинематографа», но такой сомнительный комплимент не был для нее оскорбительным — именно такую роль она исполнила в фильме «Там, на неведомых дорожках…». Всю жизнь она оставалась заложницей одного образа — амплуа эксцентрической клоунессы. Из-за своей творческой невостребованности и неудач в личной жизни актриса пристрастилась к алкоголю. В результате она потеряла и работу, и близких. В 1997 г. Елизавета Никищихина ушла из жизни в полном одиночестве, нищете и забвении.
Елизавета Никищихина в фильме «Покровские ворота», 1982
Кадр из фильма «Приключения Электроника», 1979
25.03.2018