Корейцы гуляют свадьбу по нескольку раз — в доме жениха, в доме невесты и там, где молодые будут жить. Гостей обычно на празднике очень много: тысяча, полторы тысячи человек. На свадьбу готовят несколько ритуальных блюд, которые никто не съедает: это жареная курица, которая ставится перед женихом, жареный петух — рядом с невестой.
В центре стола находится многоэтажный рисовый пирог, на котором написано «Чхук!», что означает пожелание счастья. Утром, в день свадьбы, жениху бреют голову — новая прическа будет принадлежать женатому человеку. Родителям жениха наводят черные круги под глазами, а красной краской рисуют щеки и нос.
Невеста наряжена в тяжелые, шитые золотом и бисером парчовые одежды. На ней множество подвесок, украшающих прическу, уши и шею. Она сильно напудрена в знак печали по родному дому. Во время пира она ничего не ест, а сидит среди сундуков с приданым. Только после ритуала поклонов жених и невеста могут сесть за стол.
Очень длинная брачная церемония в африканском племени джие. С момента предложения пожениться и до переезда жены в дом мужа проходит от 5 до 8 лет, пока молодые не пройдут все церемонии. Брак у племени джие считается общественным мероприятием. В нем принимает участие все племя. Жених и невеста должны пройти 15 раз личных церемоний, прежде чем заслужат право считаться супругами. Лишь когда за девушку полностью выплачивают выкуп, она, продолжая жить в доме отца, может иногда приглашать к себе в гости мужа. Теперь ее уже именуют «невеста-жена». Через несколько месяцев отец должен справить праздник в честь дочери.
Только после этого «невесте-жене» разрешается навещать супруга в его доме. Новая семья признается после того, как «невеста-жена» родит мужу двоих детей. Когда дети уже начинают ходить, их мать получает имя «полная жена». Теперь она — настоящая супруга и может переехать к своему мужу. Появляется новая семья.
В племени маваяны, которое населяет окрестности Амазонки у границы Бразилии, не признают никаких брачных церемоний. Молодые в этом вопросе целиком предоставлены сами себе. В культуре племени открыто признается право молодежи на очень близкие отношения. И девушки, и парни могут выбирать себе пару и жить вместе.
В племени известны секреты предохранения от беременности, и пары эти не обязательно стабильны. Они могут расстаться, но могут и создать уже нестоящую семью. Если влюбленные этого хотят, то действия здесь нехитрые. Понравился девушке парень — и чтобы привлечь его внимание, она начинает работать в его доме, как и положено жене. Никаких обрядов для этого не требуется, молодые люди просто обмениваются подарками. Если инициатива исходит от парня, он переносит свое имущество в дом отца девушки. Там он помогает расчищать и засаживать поле. А пока созревает урожай, кормит его «тесть».
В свадебной церемонии Англии всегда соблюдали традиции. Обязательно должны были присутствовать подружки невесты, дружка жениха, а также шафер. Подружки невесты, одетые в платья, похожие на платье венчающейся, таким образом отвлекали от нее злых духов. Дружка жениха поддерживал его до свадьбы, вручал жениху и невесте кольца, отвечал за тосты. Шафер рассаживал гостей, вручал им тексты проповеди. Управлял всей свадьбой отец жениха.
Входную дверь дома молодых главная подружка невесты украшала белыми цветами и веточками мирта. Считалось, что если это сделает сама невеста, — ее семейная жизнь не удастся. В церковь свадебный поезд направлялся под песни, чередующиеся с выстрелами из ружей, что отпугивало злую силу. Перед входом в церковь новобрачные перепрыгивали скамью — символ будущих преград. Невеста должна была потерять подвязку, которую подхватывали друзья жениха и несли вокруг церкви.
На островах Трук браки стараются заключать так, чтобы об этом не узнали официальные органы. Запись в книге словно обрекает их на супружескую верность, что вынести им очень сложно. Когда девочка становится девушкой, и переходит на положение невесты, ее со связанными руками проводят по деревне. Теперь каждый юноша знает, что может попытаться добиться ее симпатии.
Добрачные (и внебрачные) связи вовсе не считаются грехом, напротив, ценятся как полученный опыт любви. Когда девушка выбирает из числа любовников одного, он стучится в хижину ее родителей и просит ее руки. Потом оговариваются условия брака. Еще два или три месяца жених должен прожить в доме родителей невесты и обрабатывать землю будущего тестя. Затем он выплачивает за девушку определенную сумму денег. После этого они уже считаются мужем и женой. Если супруга перестает устраивать супруга, и он возвращает ее родителям, брачный выкуп зятю возвращается.
Полюбив девушку, юноша-ирокез сообщает о своем выборе отцу. Эта новость обходит всех родных и близких и, если не встречает возражений, юноша может делать предложение. Отец вручает сыну шкуру. Медвежью — если тот женится в первый раз, бобровую — если во второй, и оленью — если в третий. Жених расстилает шкуру у входа в вигвам невесты. Отец невесты также сперва советуется со всеми родственниками. Если они не против жениха, невесте приказывается сесть на шкуру. Это означало, что предложение принято. Часто жених избирал посланца, который приходил в дом невесты и, перебирая ожерелье из ракушек, рассказывал девушке, какой хороший человек ищет ее руки. Потом возвращался к юноше, и там они ждали ответа. Ответ приносил младший брат невесты, которого награждали за это мозговой костью оленя. При положительном ответе юноша посылал девушке новую одежду. В ней девушка отправлялась в вигвам жениха в сопровождении родственниц и подруг.
На острове Романом все объяснения между влюбленными происходят с помощью специальной трости — фелаи. Трость каждого мужчины украшена специальным орнаментом, не имеющим повторения. Мужчина, желающий добиться любви, гуляет по деревне с тросточкой. Если он сделал свой выбор, то показывает фелаи своей избраннице. Независимо от того, нравится ей претендент или нет, девушка внимательно рассматривает орнамент на трости. После этого влюбленный ждет наступления ночи. Этого требует местная мораль — для любви существует темное время суток.
Ночью юноша подходит к хижине избранницы и сквозь стену из листьев просовывает фелаи. Девушка знает, что он придет, и ждет. Она изучает рисунок на фелаи, чтобы быть уверенной, что пришел тот, кто подходил к ней днем. Если девушка втягивает фелаи внутрь, это означает, что она приняла любовь юноши. А вот если выталкивает наружу — юноша отвергнут и здесь ему искать больше нечего.
В племени туркана, в Кении, принято многоженство. Иерархия жен и наложниц в семье строится в зависимости от их материального положения и принесенного мужу приданого. Если девушке пришла в дом мужа с большим приданым, которым чаще всего являются домашние животные, она становится «настоящей женой». В семье она имеет право голоса, а при разводе даже может покинуть дом вместе с первым рожденным сыном. Сын же все равно остается наследником отца. Девушка, пришедшая из бедной семьи, занимает в доме положение наложницы. Обычно она более любима мужем, так как моложе «настоящей жены», но не имеет никаких прав. Наложницы тоже могут покинуть мужа, но их дети, не получающие прав наследства, остаются у отца. У «настоящих жен» в нижнюю губу всегда вставлен акванга — цилиндрик из металла или слоновой кости. При разводе он снимается. Процедура эта очень мучительная, и говорят, что акванга существует, чтобы удержать жен.
В Афганистане необычайно крепки древние устои, вроде убийства за оскорбление чести женщины. По закону шариата мусульманин может иметь до четырех жен. Женитьба здесь чаще всего является актом купли-продажи. Очень редко, правда. Но случается, что калым — выкуп за невесту — берется чисто символический. Обычно калым очень велик, а его размер зависит от красоты, сословия и возраста невесты. Поэтому многие бедные мужчины на всю жизнь остаются холостяками, так как им не на что купить жену. Помолвку проводят в доме невесты или, как в некоторых кишлаках, в доме жениха. Главное лицо здесь — мулла. Без его благословения брак не может быть заключен. День свадьбы назначают через двадцать три месяца. Узы брака на Востоке считаются священными. Но развод все-таки допускается. Правда, в основном он совершается по инициативе мужчины.
В день осеннего равноденствия берберы съезжаются к гробнице святого марабута Сиди-Ахмада аль-Магани, который прекрасно умел составлять брачные пары. Невесты, закутанные в яркие шерстяные покрывала, садятся у гробницы на корточки. Девушки накрашены, их чепцы расшиты серебряными монетами. Если у невесты есть ребенок, он сидит у матери за спиной, как свидетельство ее плодовитости. Женихи по двое гуляют рядом, как бы случайно посматривая на девушек. Когда пара присмотрела девушку; они идут к ее родителям. Если родители одобрили претендентов, женихи возвращаются к невесте. Они садятся втроем на песок и разговаривают. По поведению девушки становится ясно, кто из двоих ей приглянулся. Свои выбор она оглашает при свидетелях. У гробницы жених и невеста шепчут: «Да длится наша любовь вечно!» Официально брачный союз скрепляет кади — духовный судья. Но пока этот брак заключен на год и может быть расторгнут.
В племени горных арапешей, живущих на островах Новой Гвинеи, принято, чтобы мальчик-подросток в буквальном смысле слова сам себе выращивал будущую супругу. Помолвка происходит между девочкой 7-8 лет и мальчиком, на шесть лет старше. После этого она переходит жить в дом будущего супруга. Там и свекор, и вся его семья воспитывают невесту. Жених подросток работает в поле, охотится, для того чтобы прокормить свою маленькую жену. Таким образом, отношение девочки, а впоследствии девушки, к мужу — как к своему родителю. Конечно, девочке никто не препятствует навещать родных. Она постоянно переходит из дома жениха в дом родителей. Везде принимаемая ласково и заботливо. Физические отношения между мужем и женой могут начался не раньше, чем через два года после того, как девочка станет девушкой. Если же оказывается, что жених для супружеской жизни еще не созрел, девушку переобручают с его старшим братом.
В Индии выбор обычно делали родители, причем инициативу проявляла сторона невесты. Молодые же до свадьбы часто даже не видели друг друга. Перед свадьбой невеста проходит через обряд махенди — на руках и ногах ей рисуют сложный орнамент. Потом, ее ладони окрашивают в ярко-желтый цвет, чтобы невеста оставила отпечатки на фате. Этот оттиск жених сравнивает с ее руками, дабы ему не подсунули другую девушку. Невесту закутывали с ног до головы в черное покрывало, и ее лицо жених мог увидеть лишь по завершении брачного обряда. Перед женихом и невестой ставили большой серебряный сосуд, наполненный водой. Поверхность воды была полностью закрыта листьями лотоса. На дне же лежало обручальное кольцо, которого сверху было не видно Жених и невеста искали кольцо на ощупь. В момент, когда кольцо было найдено, они считались мужем и женой. Чтобы отвратить зло, после церемонии их осыпали лепестками цветов.
В Армении перед свадьбой жених посылал невесте свадебный наряд, а также хну, которую торжественно возлагали ей на голову за три дня до венчания. Товарищи жениха устраивали во время его одевания проказы с одеждой, которую надевали неправильно. Невесту в шутку облачали в наряд замужней женщины. Венчаться обычно шли пешком. За одну руку невесту держал жених, а за другую — крестная мать. Родители же невесты на свадьбе не присутствовали. Они приходили в дом жениха на второй день, так как в первый праздновали молодые юноши и девушки. Когда жених и невеста выходили из церкви им под ноги ставили тарелку. Кто первым наступит на нее и разобьет, по поверьям, будет в доме хозяином. Дома молодых встречала и благословляла мать жениха. На голову им сыпали деньги и рис. Армянская свадьба обычно сопровождалась множеством песен.
Обычно еврейская свадьба игралась осенью. К синагоге жениха и невесту сопровождали родные и близкие. При этом играл оркестр — скрипка, лютни, цимбалы и бубен. Гости находились либо в синагоге, либо возле нее, на площади. Жених и невеста становились под свадебный балдахин. Жених надевал невесте кольцо, произнося традиционные слова: «Этим кольцом посвящаешься ты мне, согласно вере и закону Моисея и Израиля». Раввин читал брачный договор, в затем исполнялись семь свадебных благословений. Жених брал в руки стакан и разбивал его в память о разрушении Иерусалимского храма. Фата в еврейской традиции присутствует обязательно как память об ошибке Иакова, который вместо Рахили взял в жены Лию, потому что она была в фате. Голова ее обязательно повязывалась белой тканью. Возле дома, где должны были поселиться молодожены, устанавливали арку с цветами. Подобные же арки служили препятствиями по пути в церковь. На них вешали лимон и яблоко. Лимон снимала невеста, яблоко — жених. Потом совершали обмен. Лимон символизировал «вкусную» жизнь, а яблоко напоминало об опасности искушений.
Почти всегда к церкви шли пешком, но не возбранялась и разукрашенная повозка. На пути туда и обратно гости шумели, кричали, стреляли, запускали шутихи, отгоняя несчастья. Свадебный пир устраивали те родители, в доме которых молодые собирались жить. В середине застолья молодых осыпали конфетами и миндалем.
На Руси в доме жениха в последний предсвадебный день устраивался молодечник с застольем и пеним свадебных песен, символизировавший прощание жениха с товарищами и холостой жизнью. В торжественный день в доме невесты совершалось несколько обрядов: «Бужение невесты», «Сон невесты», «Одевание невесты» и «Расплетение косы». Сбором свадебного поезда руководил дружка, которого выбирали заранее. Он же проводил обряды «Выкуп невесты» и «Откуп места для князя». Жениха и невесту, перед тем как ехать в церковь, сажали на мех. Свахи расчесывали им волосы гребнем, смоченным в вине или меду. В церковь отвозили хлебное вино, необходимое при венчании. Молодых осыпали хмелем, зерном и деньгами, потом зажигались брачные свечи. Их слепляли и ставили в головах постели молодых в кадку с пшеницей, где она должна была находиться год. В церковь жених и невеста ехали раздельно. После венчания они садились в одну повозку и ехали в дом жениха.
В день свадьбы до венчания жених не должен был видеть невесту, но посылал ей шкатулку, в которой были: фата, восковые цветы, венчальные свечи, обручальные кольца (если ими не обменялись при помолвке), духи, булавки и прочие мелочи. После принесения шкатулки невесту начинали одевать к венцу. Обычно это делала её тётка. Платье было из шёлка, обычно белого, но допускались любые цвета, кроме чёрного. Фата — длинная, широкая. Головной убор — венок из цветов померанца и миртовых веток. Обувал невесту «свадебный отрок» — как правило, младший брат невесты. Он же подавал на подносе фату, перчатки, нёс шлейф платья.