Правильное оформление бизнес-плана — нетривиальная задача. Документ должен быть подробным, чётко структурированным, при этом содержать только важную информацию. На основании плана инвесторы делают вывод, стоит вкладываться в перспективный проект или нет.
Основные требования
Единого стандарта для составления и оформления нет — каждый предприниматель может придерживаться своих стандартов. Однако итоговый документ должен получиться информативным, хорошо структурированным.
Для этого рекомендуется следовать ряду критерий:
- Объем — не более 40-50 страниц. Документ большего размера не будет прочитан инвесторами, никому не интересна целая книга о ваших планах на развитие.
- Больше фактов, цифр, расчётов. Воду, уточнения и справочную информацию спрячьте в дополнении.
- Обязательное наличие резюме объёмом в 1 страницу. По нему инвесторы оценивают бизнес-план в первую очередь.
- Использование общедоступной лексики. Текст нужно излагать простым и понятным языком. Использование специфических понятий допускается, но в малом объёме. Документ должен быть понятен даже человеку, далёкому от вашей сферы деятельности.
- Расчёт рисков, проведение маркетингового исследования, составление бизнес-модели. Эти пункты должны быть в каждом документе.
Структура
Как правило, бизнес-план состоит из нескольких разделов.
А именно:
- Резюме. Небольшое описание вашего проекта — на 1 страницу. Содержит описание идеи, состояние сферы деятельности, конкурентные преимущества и недостатки продукта.
- Маркетинговая кампания. Содержит подробную стратегию продвижения продукта. В этом разделе определяется целевая аудитория, пути привлечения клиентов, стоимость рекламы, прогнозируемый спрос.
- План производства товаров и услуг. Он описывает расчёт необходимой площади, оборудования, инвестиций. В нем прописываются возможные точки контроля качества.
- Организация рабочего процесса. Описывается организационная структура предприятия, иерархия сотрудников, задачи, возлагаемые на плечи сотрудников на разных должностях.
- Описание товара или услуги. Содержит подробное описание бизнес-проекта, его конкурентные преимущества, отличительные особенности этой идеи от остальных, уже внедренных на рынке.
- Финансовый план. Подробный расчёт стоимости производства, прибыли и убытков, постоянные и периодические затраты.
- Перспективы развития и прогноз рисков. В этом разделе подробно расписываются риски проекта, возможные перспективы его внедрения.
Бизнес-план с такой структурой будет информативным и сжатым. При этом в нем содержится информация, которая будет полезна инвесторам для принятия решения.
Типичные ошибки в оформлении
Начинающие предприниматели допускают ряд ошибок при составлении бизнес-плана, которые могут испортить первое впечатление.
Среди них:
- неряшливое оформление;
- использование большого количества специфической лексики;
- отсутствие наглядной структуры;
- использование неподтверждённых или завышенных данных;
- ошибки в расчётах;
- большое количество воды и справочной информации.
Правильное оформление бизнес-плана поможет создать хорошее впечатление у потенциальных инвесторов.