Особенности правильного оформления бизнес-плана

Правильное оформление бизнес-плана — нетривиальная задача. Документ должен быть подробным, чётко структурированным, при этом содержать только важную информацию. На основании плана инвесторы делают вывод, стоит вкладываться в перспективный проект или нет.

Основные требования

Единого стандарта для составления и оформления нет — каждый предприниматель может придерживаться своих стандартов. Однако итоговый документ должен получиться информативным, хорошо структурированным.

Для этого рекомендуется следовать ряду критерий:

  1. Объем — не более 40-50 страниц. Документ большего размера не будет прочитан инвесторами, никому не интересна целая книга о ваших планах на развитие.
  2. Больше фактов, цифр, расчётов. Воду, уточнения и справочную информацию спрячьте в дополнении.
  3. Обязательное наличие резюме объёмом в 1 страницу. По нему инвесторы оценивают бизнес-план в первую очередь.
  4. Использование общедоступной лексики. Текст нужно излагать простым и понятным языком. Использование специфических понятий допускается, но в малом объёме. Документ должен быть понятен даже человеку, далёкому от вашей сферы деятельности.
  5. Расчёт рисков, проведение маркетингового исследования, составление бизнес-модели. Эти пункты должны быть в каждом документе.

Структура

Как правило, бизнес-план состоит из нескольких разделов.

А именно:

  1. Резюме. Небольшое описание вашего проекта — на 1 страницу. Содержит описание идеи, состояние сферы деятельности, конкурентные преимущества и недостатки продукта.
  2. Маркетинговая кампания. Содержит подробную стратегию продвижения продукта. В этом разделе определяется целевая аудитория, пути привлечения клиентов, стоимость рекламы, прогнозируемый спрос.
  3. План производства товаров и услуг. Он описывает расчёт необходимой площади, оборудования, инвестиций. В нем прописываются возможные точки контроля качества.
  4. Организация рабочего процесса. Описывается организационная структура предприятия, иерархия сотрудников, задачи, возлагаемые на плечи сотрудников на разных должностях.
  5. Описание товара или услуги. Содержит подробное описание бизнес-проекта, его конкурентные преимущества, отличительные особенности этой идеи от остальных, уже внедренных на рынке.
  6. Финансовый план. Подробный расчёт стоимости производства, прибыли и убытков, постоянные и периодические затраты.
  7. Перспективы развития и прогноз рисков. В этом разделе подробно расписываются риски проекта, возможные перспективы его внедрения.

Бизнес-план с такой структурой будет информативным и сжатым. При этом в нем содержится информация, которая будет полезна инвесторам для принятия решения.

Типичные ошибки в оформлении

Начинающие предприниматели допускают ряд ошибок при составлении бизнес-плана, которые могут испортить первое впечатление.

Среди них:

  • неряшливое оформление;
  • использование большого количества специфической лексики;
  • отсутствие наглядной структуры;
  • использование неподтверждённых или завышенных данных;
  • ошибки в расчётах;
  • большое количество воды и справочной информации.

Правильное оформление бизнес-плана поможет создать хорошее впечатление у потенциальных инвесторов.