Что движет нашими поступками? Какие веские причины? Почему мы поступаем так или иначе? В попытке разобраться в мотивах своих и чужих действий психологи пишут книги, с успехом защищают диссертации и проводят мотивационные тренинги. И, тем ни менее, мы остаемся в совершеннейшем неведении о принципах действия нашего разума и его побудительных мотивах к этим действиям.
В ХХ веке, чтобы проникнуть в тайны нашего восприятия действительности и мотивации поведения, ученые прибегли к психологическим экспериментам, результаты которых в корне изменили представление о поведении людей. Многие из этих экспериментов вряд ли можно назвать гуманными и этичными, но на что только ученые не идут ради науки. Предлагаем вашему вниманию некоторые классические эксперименты, которые могут, если не полностью изменить ваше представление о самих себе, то расширить его — наверняка.
Мы все способны подавлять и подчиняться
Перед вами эксперимент, подтвердивший, что при определенных социальных условиях даже считавшиеся до этого психологически адекватными люди способны проявлять агрессию по отношению к своим же товарищам, которые, в свою очередь, становятся безвольными жертвами. Эксперимент этот провел в Стэнфордском университете психолог Филлип Зимбардо. Изначальная цель была весьма невинной — исследовать поведение людей, попавших в непривычные для них условия. Для этого в подвале университета создали «тюрьму», а студентов-добровольцев разделили на «охранников» и «заключенных». Но эксперимент, рассчитанный на две недели, пришлось прекратить через 6 дней — настолько участники с обеих сторон вжились в своих роли.
Напомним, все добровольцы были психически здоровы и уравновешены, но буквально с первых же дней эксперимента «охранники» стали вести себя агрессивно по отношению к «заключенным», били и всячески унижали их, причем их агрессия росла с космической скоростью, и эксперимент вышел из-под контроля. Опасаясь уже не только за безопасность, но и за жизнь «заключенных», которые тоже настолько приняли предлагаемые условия, что полностью подчинялись садистам-охранникам, Зимбардо прекратил исследование.
Мы не обращаем внимания на то, с чем сталкиваемся нос к носу
Можете ли вы в подробностях описать людей, с которыми сталкиваетесь по дороге на работу? И вообще, замечаете ли вы то, что происходит вокруг? «Конечно» — скажите вы, но сдержите свой первый порыв ответить «Да». Мы приведем вам пример, опровергающий ваше самонадеянное утверждение. Этот опыт провели в Гарвардском студенческом городке в 1998 году. Цель эксперимента заключалась в изучении того, насколько реально человек осознает окружающую его действительность. К спешащим на лекцию студентам подходил «подставной» прохожий и спрашивал, к примеру, классическое «Как пройти в библиотеку?».
В тот момент, когда студенты начинали объяснять заблудившемуся дорогу, между ними рабочие проносили дверь, которая на пару секунд разделяла беседующих. За эти пару секунд актера, изображавшего недотепу-прохожего, меняли на другого, абсолютно непохожего на «предыдущий экземпляр»: он отличался ростом, телосложением, одеждой, цветом волос, не говоря уже о цвете глаз. Но более 60 процентов участвовавших в эксперименте не заметили подмены и продолжали рассказывать, как же все-таки найти эту библиотеку. Этот нехитрый опыт продемонстрировал, насколько мы, скажем так, избирательно замечаем детали окружающего нас мира.
Мы способны стать успешными, если ожидание нам по силам
Помните Стэнфордский эксперимент, о котором мы рассказывали в начале нашей статьи? Похоже, этот университет просто-таки специализировался на «садистских» опытах над человеческой природой. В этом же Стнэнфорде был проведен так называемый «Зефирный тест». На этот раз участниками эксперимента были дети 4-х и 5-ти лет. Цель опыта — выявить способность противостоять сиюминутному соблазну в пользу самодисциплины и последующего за ней вознаграждения. Детей оставляли в комнате одних наедине с тарелкой зефира. Оговаривалось, что зефир можно съесть когда угодно, но те, кто дождется возвращения взрослых, вместо одной порции зефира получат две.
В начале эксперимента все дети утверждали, что подождут и получат две зефиринки, но в итоге некоторые не удерживались и съедали сладости. Но из 600 детей, подвергшихся мучениям, ну то есть, мы хотели сказать, участвовавших в эксперименте, большинство все же дождалось взрослых и получили заслуженную удвоенную порцию зефира. Сложнее удержаться оказалось тем детям, которые не отводили глаз от вожделенной «вкусняшки», те же, кто закрывал глаза, отворачивался или всячески отвлекался от соблазнительной тарелки, выдержал 15 положенных минут. Кстати, дети, которым ожидание оказалось по силам, в дальнейшем были менее склонны к ожирению, курению и употреблению наркотиков, а также были более успешными, став взрослыми.
Часть 2
В первой части нашей статьи мы попытались разобраться в мотивах своих и чужих действий на примерах наиболее известных психологических экспериментов. Предлагаем вам продолжить наше «путешествие» по лабиринтам человеческой психики.
Мы можем слепо подчиняться власти
У каждого человека есть свои убеждения и моральные принципы. Они, как предохранители, но иногда эти принципы и установки, также как предохранители, ломаются под давлением силы. Пример тому — весьма жестокий эксперимент психолога из Йельского университета Стэнли Милгрэма. В 1961 году он провел исследования с целью выяснить, как далеко могут зайти порядочные, абсолютно не склонные к насилию в обычной жизни люди, подчиняясь имеющими над ними власть лицам, если те прикажут им совершить нечто, ранее казавшееся им чудовищным, и нанести вред другим людям. Цель эксперимента — исследовать глубокий внутренний конфликт между моральными убеждениями и необходимостью подчиниться власти.
Для участия были выбраны два человека, один из которых выполнял роль «учителя», а второй «ученика». Участников развели по разным комнатам. Смысл опыта заключался в том, что, когда ученик неправильно отвечал на заданный учителем вопрос, последний пропускал по нему разряд тока. В действительности, никакого удара током ученик не испытывал. Но учитель об этом не знал, а слышал только предварительно записанные крики боли. Если учитель пытался остановить жестокий «экзамен», руководитель эксперимента запрещал ему останавливаться и вынуждал продолжать мучительный процесс.
Результаты оказались поразительными: 65% участвовавших, несмотря на все свои моральные мучения и протесты, доводили разряд тока до 450 вольт, наказывая своих учеников. Оправдывает ли их то, что они делали это под давлением? Есть ли объяснение такому слепому подчинению чужой воле? Результаты эксперимента подтверждают, что человек, заботливый и терпеливый с близкими, одновременно под определенным давлением может быть абсолютно жесток по отношению к людям, которые не входят в его ближний круг.
Печенька как символ власти
Вот еще один, казалось бы, совершенно безобидный эксперимент, в результате которого можно сделать нелицеприятный для человека вывод: власть портит людей. Этот нехитрый эксперимент дает психологическое подтверждение тому, что люди, обладающие властью, подчас относятся к другим неуважительно и с необоснованным превосходством. Во время исследования трое студентов должны были написать общую работу, при этом двое из них должны были выполнять работу, а третий — ее оценивать и решать вопрос с оплатой.
Во время работы студентам приносили тарелку с пятью печеньками. Последнее всегда оставалась на тарелке, но «босс» всегда умудрялся съесть на одну печеньку больше. Причем делал он это нагло и небрежно. Таким образом, когда кому-то из участников эксперимента дается власть, они начинают вести себя непозволительным образом. Печально, но этот опыт доказывает, что это есть в каждом из нас.
Мы лояльны лишь к своей социальной группе
К данному эксперименту были привлечены две группы подростков, отдыхавшие в летнем лагере: команда «Орлов» и «Змей». Изначально дети не знали о том, что они не одни, и по отдельности прекрасно провели время в лагере. А вот когда команды объединили, начались проблемы: взаимные обвинения, конкуренция, конфликты, которые постоянно усиливались. Этот эксперимент доказывает, что мы, как правило, лояльны лишь к своей социальной группе, но весьма склонны к межгрупповым конфликтам.
Мы занимаемся самообманом
Следующий эксперимент подтверждает то, что человеку свойственно обманывать самого себя, находя оправдание даже самым бессмысленным своим поступкам. Участникам предложили в течение определенного времени выполнять неинтересную и ненужную работу, за которую им платили от 1,5 до 20 долларов. А по завершении работы они должны были рассказать тем, кто ожидал своей очереди, что задание было весьма увлекательным.
Заработавшие 20 долларов рассказывали о проделанной работе довольно вяло, те же, кто получил всего лишь полтора доллара, дабы оправдать самих себя и не чувствовать себя неудачниками, были очень убедительны и в красках расписывали, как им было интересно и весело. Таким образом, можно сделать вывод: мы часто занимаемся самообманом, как будто бы это заставит мир быть гармоничнее и радостнее.
Стереотипы — наше все
Конечно, всем нам неприятна даже мысль о том, что мы подвержены стереотипам, и мы всячески пытаемся от них избавиться и убедить себя и мир в собственной оригинальности и креативности, но простой эксперимент доказывает обратное. Группе молодых людей предложили назвать все слова, связанные со старостью, которые они могут вспомнить. После получаса разговоров о беспомощности, слабости, болезнях и т.д. участники теста шли по коридору шаркающей походкой и гораздо медленнее тех, кто говорил о молодости.