Искусство, как известно не обязано быть понятным, но должно вызывать эмоции. Этим «правилом» активно пользуются современные художники, фотографы, скульпторы, инсталляторы и другие представители самых разных направлений. Нередко эмоции вызываются самым простым и бесхитростным способом — провокацией.
Произведения на грани провокации были во все времена, а в нашем мире, когда многое дозволено, провокация в искусстве — чуть ли не главное достоинство многих представителей богемы. В этом обзоре можно увидеть семь произведений, который после своего появления на публике вызывали самый большой протест.
7 самых больших провокаций в искусстве
Обнаженный Вольтер
Скульптура обнаженного Вольтера (1776 год) работы Жана-Батиста Пигаля оказалась слишком натуралистичной для своего времени. Пигаль работал над скульптурным портретом в течение шести лет, позировать пригласил старого солдата, походившего телосложением на Вольтера, лицо же скопировал с бюста.
«Героическая нагота», присущая античным изваяниям, соединилась с реалистичным изображением старчески непривлекательного дряблого тела и иронической, почти язвительной, улыбкой. Этот контраст и вызвал неприязнь у большинства зрителей. Будучи выставленной в Парижском Салоне, скульптура вызвала скандал — высшее французское общество эпохи просвещения оказалось не готово к столь откровенному натурализму. «Обнаженный Вольтер» стал объектом многочисленных издевательств и эпиграмм. О работе забыли на долгие годы и лишь в XX веке мастерство Пигаля было оценено.
Фонтан
С возникновением фотографии искусство перестает копировать, изображать видимую реальность и начинает решать другие, только ему свойственные, задачи. Радикальный шаг в исследовании границ искусства сделал Марсель Дюшан.
«Фонтан» (1917 год) Марселя Дюшана представляет собой писсуар, повернутый на 90 градусов, подписанный Дюшаном — «R. Mutt» (Р. Дурак).
Несмотря на то, что эту работу Дюшан сделал специально для выставки Общества независимых художников и, по правилам, все работы авторов, заплативших за участие в выставке гонорар ($6000), должны были быть приняты, организаторы в последний момент отвергли «Фонтан».
Однако писсуар стал самым известным произведением в технике реди-мейд, предполагающей перенос готовых предметов из нехудожественной сферы в сферу искусства.
Позже Дюшан сделал около 15 реплик знаменитого «Фонтана», находящиеся сейчас в лучших музеях мира.
Дерьмо художника
Еще одно скандально известное произведение современного искусства — «Дерьмо художника» (Artist`s Shit, 1961 год) Пьеро Мандзони, итальянского концептуалиста. Мандзони выпустил 90 консервных банок с надписью «Artist’s shit», поместил внутрь свои фекалии, весом 30 грамм и продавал их по цене золота той же массы.
Вопрос о настоящем содержании банок до сих пор остается открытым. Коллега художника утверждал: внутри обыкновенный гипс. Сам же Мандзони заявил, что хотел своей работой привлечь внимание к доверчивости покупателей современного искусства. Известен его комментарий к этой работе: «Всем этим миланским буржуазным свиньям нравится только дерьмо».
Хотя с тех пор многие из баночек взорвались, обнаружив свое содержимое, ни один из владельцев не открыл тайну «Artist`s Shit».
Фетишистское кресло
Эпатаж изначально был свойственен поп-арту, представителем которого является Аллен Джонс.
«Фетишистское кресло» (1969 год) Аллена Джонса — произведение искусства, призванное эпатировать публику с тем, чтобы привлечь внимание к проблемам современного общества. Серия мебели, представляющая собой натуралистично выполненных полуобнаженных кукол, изображающих стулья, столы, вешалки поднимает вопрос о стереотипном подчеркивании женской сексуальности в средствах массовой информации, и превращении женщины в объект потребления.
Несмотря на это, как часто бывает с современным искусством, работа была не понята широкими массами и получила скандальную известность, вызвав многочисленные негативные реакции феминисток. В 1978 году, когда 6 объектов серии были выставлены в Лондонском институте современного искусства, в них полетели дымовые и химические бомбы, а в 1986 году, в галерее «Tate Britain», «Фетишистское кресло» было облито кислотой
Распятие в моче
Работа «Христос в моче» (Piss Christ, 1987 год) американского художника Андреаса Серрано до сих пор шокирует представителей христианской конфессии. Художник сфотографировал пластиковое распятие, поместив его в стакан с собственной мочой.
Как утверждают видевшие работу вживую, такой способ придал изображению глубину, яркость и сияние, так что, если не знать ни названия, ни происхождения этого произведения, а воспринимать лишь его художественные качества, работа впечатляет.
Piss Christ получил приз «Центра Современного Искусства», но вызвал множество неоднозначных реакций у зрителей, неоднократно пытавшихся уничтожить работу. Например, в 1997 году двое подростков с молотками ворвались в Национальную Галерею Виктория в Австралии, чтобы обрушить свою ярость на произведение Серрано. Во время выставки в Авиньоне, Франция, 17 апреля 2011 года фотография была частично повреждена.
Впрочем, несмотря на многочисленные попытки, Piss Christ до сих пор сохранился и является символом свободы самовыражения художника.
Self
Марк Куинн, член группы «Молодые Британские художники», выбрал необычный материал для автопортрета: собственную кровь. «Материала» понадобилось 5 литров, поэтому Куинн понемногу откачивал кровь в течение полугода, а затем сделал из нее собственную голову в натуральную величину. Всего Куинн сделал 4 подобных автопортрета: в 1991, 1996, 2001 и 2006 годах.
Кровь художника заморожена, поэтому работа, названная Self, экспонируется в специальном холодильнике. Несмотря на это, одна из «голов», купленная известным галеристом Чарльзом Саатчи растаяла. «Она была уникальной. Она была… как живая. То, что произошло — это трагедия, равная потере близкого друга», — огорчался Куинн. Вскоре заявление об уничтоженной работе опроверг сам Саатчи, предъявив миру «голову». Впрочем, кто знает какая по счету реплика работы это была.
Впоследствии художник увлекся вариациями на тему данного произведения и отлил головы из вина и собственных фекалий — своеобразный оммаж провокатору Мандзони с его Artist’s shit.
«За любовь Господа»
Дэмьен Хёрст – безусловно известнейший и скандальнейший член группы «Молодые Британские художники» (англ. Young British Artists), которые, к слову, уже совсем не молодые. Его бриллиантовый 20-сантиметровый череп «За любовь Господа» (англ. For the Love of God, 2007) выполнен из платины как немного уменьшенная копия настоящего черепа 35-летнего европейца, жившего в XVIII-XIX веках. Вся поверхность или «Бриллиантовый череп Дэмиена Херста» — второе название произведения — инкрустирована более 8 тысячами бриллиантов, кроме зубов, являющихся настоящими зубами обладателя черепа.
Херст утверждает, что идея украсить человеческий череп бриллиантами пришла ему под влиянием искусства древних ацтеков. Однако, такое вызывающее сочетание роскоши и смерти — центральной темы в творчестве Херста — весьма провокационно.
Так или иначе, бриллиантовый череп, который обошелся автору в 14 млн фунтов, был продан группе инвесторов за 50 миллионов фунтов ($100 млн) и является самым дорогим произведением искусства ныне живущих художников. Правда есть сведения о том, что среди так называемой «группы инвесторов» более 70 % активов принадлежит самому Хёрсту и его компаньонам. То есть эта работа была продана не более чем на треть.
Отсюда: kreu.ru