Теоретики с конца XIX в. готовили появление нового течения, которое возникло почти одновременно по обе стороны Атлантического океана. В США, где классическая традиция почти не существовала, Айседора Дункан (1878—1927) заложила основы экспрессивного танца, свободного от обычных правил, вдохновленного созерцанием природы.
Следуя идеям этой легендарной танцовщицы, Рут Сен-Дени и Тед Шон вводят новый язык движений, основанный на подвижности торса и отсутствии обуви на ногах. Они воскрешают священные первоосновы своего искусства в двух направлениях: объединить тело и душу, а также утвердить положение танцовщика в пуританском обществе. Из их школы, «Денишон скул», вышли основатели современного искусства, такие как Дорис Хамфри и Марта Грэхем, которые создали фундаментальные основы техники с помощью углубленного изучения движений тела. Для их учеников было особенно важно упрочить эти завоевания, в то же время открывая собственные пути. Их танцы использовали в рекламных роликах, а фото были использованы при изготовлении этикеток. Танцы в современной жизни приобрели совершенно иной смысл.
В 50-х гг. современный танец обретает устоявшиеся художественные формы. Союз, соединяющий две эпохи, Мерс Каннингем в сотрудничестве с музыкантом Джорджем Кейджем, совершает радикальный прорыв, введя в практику балета элементы спектакля. Убежденный, что движение – первооснова танца, Мерс Каннигем освобождает его от законов фронтальной перспективы, скоординированных взаимоотношений с музыкой и оков сюжета. Алвин Николайс также пытается децентрализовать движение, но при помощи полного слияния хореографических, звуковых и визуальных эффектов.
Рут Сен-Дени (США, 1877—1968), «Радш» (1906). Не заботясь об аутентичности, Сен-Дени черпает средства в ориентализме, модном на рубеже веков, чтобы изобразить на сцене индийскую богиню. Радш-знаменитое соло Сен-Дени, ставшее ее эмблемой, создавшее ей образ экзотической танцовщицы. На эклектическом и декоративном фоне она сумела ввести в нужных местах элементы жестов, таких как волнообразное движение рук и абсолютно прямое положение спины, которые стали предшественниками языка современной хореографии.
Дорис Хамфри (США, 1895—1958), «Трясуны» (1931). Хореографическая пьеса, созданная в 1931 г. в Нью-Йорке, заимствовала в качестве названия имя одной из пуританских религиозных сект, практикующих коллективные танцы. На основе танцев шейкеров Хамфри создала спектакль с тоническим ритмом, который отражает напряженные отношения индивидуума и общества. Повторяющиеся движения тела, колеблющегося спереди назад, иллюстрируют переход от равновесия к неравновесию, составляющий основу техники Хемфри.