Большинство из нас не любит ссоры и конфронтации. Но совсем избежать их не удается – рано или поздно приходится отстаивать свою позицию, защищать границы, заявлять о потребностях. И другим приходится делать то же самое по отношению к нам. Психолог Эмма Сеппала рассказывает, как высокий эмоциональный интеллект (EQ) спасает нас в конфликтных ситуациях.
Наш гнев, как явный, так и скрытый, призван донести до окружающих нечто важное. Но он же их и отталкивает. Мы искренне хотим быть услышанными и понятыми, а получаем обратный результат. В какой бы форме мы ни выражали агрессию, она мешает выстраивать эффективную коммуникацию.
Многие думают, что пассивно-агрессивный стиль взаимодействия лучше и «приятнее» открытых вспышек ярости, но это не так. Французы обозначают пассивную агрессию фразой sous-entendu («намек», «недомолвка»). Мы, вроде бы, произносим вполне невинные слова, но в действительности подразумеваем нечто совсем другое, злое и жестокое. Исследования показывают, что недоброжелательный стиль общения отталкивает людей: даже не понимая, что происходит, они начинают чувствовать себя неуютно, стремятся поскорее закончить разговор. Так что, если вы рассчитываете на честный и продуктивный диалог, стоит поискать другую стратегию.
Как выразить негативные эмоции и не разрушить отношения?
- Прислушайтесь к себе и осознайте, что происходит
Даже если вы просто кипите от злости, лучше переждать – в противном случае коммуникация пойдет по ложному пути. Когда мы сердиты, мозг захвачен этой эмоцией и ни о чем другом мы не можем думать. Амигдала, эмоциональный центр мозга, настолько активна, что нам трудно рассуждать логически.
Прогуляйтесь и глубоко подышите, отвлеките себя забавным видеороликом, помедитируйте, помолитесь — используйте любые техники, которые помогут вам вернуть самообладание. Остыв немного, вы сможете общаться более эффективно.
- Распознайте свои эмоции
Разберитесь, действительно ли то, что вы чувствуете, – злость? Часто мы думаем, что нас раздражают человек или ситуация, а на самом деле испытываем не гнев, а боль, грусть или отторжение. Поняв, каковы ваши эмоции, вы сможете сообщить собеседнику именно о них.
- Выясните, не перекладываете ли вы вину на других
Слишком легко обвинить в своих бедах другого. Вы голодны, устали, перегружены, напряжены, несчастливы в браке и всю ответственность за это возлагаете на того, кто подвернулся под руку, чаще всего – на кого-то из близких. Тем самым вы отталкиваете людей, которых больше всего любите, и это усугубляет ситуацию. Кроме того, ваше раздражение никуда не исчезает, потому что вы выплеснули его не на того человека и не разобрались с истинной причиной своего гнева.
- Проявите любопытство
Исследования показывают, что негативные эмоции делают нас эгоцентричными. Когда мы сосредоточены на ощущениях, то не способны поставить себя на место другого и увидеть ситуацию с его точки зрения. Как правило, мы даже не учитываем его состояние в данный момент. Вот поэтому-то нам и нужно пробудить в себе любопытство.
Поинтересуйтесь, почему ваш визави ведет себя именно так. Вместо того чтобы вступать в конфликт, спросите с искренним участием, почему он делает то, что делает. Скорее всего, человек, на которого вы злитесь, не пытается осознанно причинить вам боль. Постарайтесь понять его, прежде чем считать виноватым.
- Выразите сочувствие
Ставя себя на место собеседника и задаваясь вопросом «почему», вместо того чтобы предполагать худшее, вы вступаете в открытую коммуникацию и проявляете уважение к праву другого человека думать, чувствовать и действовать определенным образом. В результате вы выстраиваете более глубокие отношения, основанные на эмпатии.
В ответ на агрессию человек вынужден обороняться и отвечать в том же духе, а в данном случае он чувствует себя в безопасности и способен услышать вашу точку зрения.
- Учитесь общаться правильно
Высказывайте мнение, используя «Я-сообщения», говорите о том, что чувствуете. Но не ограничивайтесь этим, иначе ваш взгляд на ситуацию останется однобоким. Попросите собеседника поделиться своей точкой зрения, постарайтесь услышать его и вместе прийти к какому-то компромиссу. Проявите искренний интерес и не занимайте обличительную позицию.
КАК ДЕРЖАТЬ СИТУАЦИЮ ПОД КОНТРОЛЕМ
Вынуждены общаться с пассивно-агрессивным человеком? Эти несложные приемы помогут вам избежать лишнего стресса и отстоять свои границы.
- Назовите вещи своими именами
«Вы и правда хотели, чтобы это прозвучало так агрессивно?» – этот прямой вопрос может быстро привести нападающего в чувство. Схваченный с поличным, он, скорее всего, поспешит ответить: «Нет, что ты!»
Затем, если хотите, уточните, что-то его расстраивает. Предложите поговорить спокойно и доброжелательно о том, что он чувствует.
- Игнорируйте его выпады
Вы видите, что собеседник настроен по отношению к вам откровенно враждебно. Но вы вовсе не обязаны идти у него на поводу. Если вы можете отпустить ситуацию и не придавать значения его выпадам, лучшего выхода и не придумаешь.
- Проявите сочувствие и простите
Пассивно-агрессивный (или агрессивный) человек явно рассержен и напряжен. Ему не позавидуешь – жить с таким разрушительными чувствами в душе нелегко. Пожелайте ему добра и установите твердые границы между вами.
- Предложите высказаться
Так он сможет открыть карты и выложить то, что чувствует, вместо того, чтобы язвить и говорить намеками.
Автор: Эмма Сеппала (Emma Seppala) – психолог, директор по науке Центра по исследованию сострадания и альтруизма в Стэнфордском университете, колумнист Harvard Business Review, Psychology Today, The Huffington Post и Scientific American Mind. Автор книги «Курс на счастье» («The Happiness Track», HarperOne, 2016).