Цикличность — основа мироздания. Законам цикличности подчинена и жизнь человека. Каждый цикл развития личности длится 7 лет, имеет свой смысл, особенности и задачи и заканчивается кризисом, который приводит к следующему циклу. Понимая и учитывая последовательность циклов, родители могут достичь значительно больших результатов в воспитании своих детей гармоничными личностями, способными найти свое место в жизни.
Семилетние циклы известны еще с древности, о них говорили философы на заре цивилизации, а современные ученые единодушно подтверждают мудрость древних. И древняя астрология, и современная психоинформатика личности (соционика) единодушны: жизнь человека разделена на семилетние отрезки, и наполнение психических функций происходит с семилетней периодичностью.
Циклы считаются, начиная с рождения, и в каждом из них человек проживает маленькую жизнь. Приобретение нужного опыта и знаний в эти периоды обеспечивает целостное и разностороннее развитие тела, интеллекта и психики.
Первый цикл 0-7 лет
Знакомство с миром, первое звено в длинной цепочке последовательного наполнения психики информацией. Задача для личности на этом этапе — суметь проявить свои врожденные способности и самоидентифицироваться.
Как это происходит? Связь с материальным миром для нового человека еще очень призрачна и сводится к связи с матерью. Именно поэтому мама так необходима. Познание начинается с сенсорных ощущений — вкус, цвет, запах, звук, тактильные впечатления. Поначалу именно они дают большую часть информации ребенку. Первые семь лет своей жизни малыш находится в надежном коконе материнской любви, и этот кокон дает ощущение защиты. Весь мир ребенка состоит из близкого окружения. От того, насколько оно комфортно, зависит его будущая жизнь.
Главные слова этого возрастного периода «могу» (0-3 года) и «хочу» (3-7 лет), а сам цикл можно условно назвать «вечный двигатель». Задача родителей на этом этапе — создать условия для проявления ребенком заложенных природой программ.
На практике это означает «умное сдерживание». С одной стороны, ребенок обязательно должен самоутвердиться до 7 лет, поэтому сильное сдерживание недопустимо. Последствия чрезмерного давления — ребенок вырастает лживым, слабым и забитым. Последствия недостаточного сдерживания — ребенок вырастает эгоистом и бездельником.
Наблюдайте за чадом и обязательно разберитесь, какой ребенок у вас растет: он экстраверт или интроверт, сенсорик или интуит, этик или логик. Ведь именно в возрасте до 3х лет базовые функции психики проявляются четко. Предоставьте ребенку в этот период жизни не просто возможность быть самим собой, а еще и постоянную пищу для пополнения своих самых сильных качеств. Именно они первыми вступают в работу после рождения для подготовки к выполнению программной задачи личности.
Создайте условия для того, чтобы реальное, жизненное наполнение основных психических потребностей ребенка в эти годы было максимальным. Экстраверту — общение и возможность себя «показывать», быть центром внимания, интроверту — возможность побыть с собой наедине и отдохнуть от людей, сенсорику — возможность познавать мир всеми органами чувств, трогать, нюхать, размазывать и ковырять, интуиту — мечтать и фантазировать, логику нужна сдержанность, спокойное общение, а вот этику — наоборот, необходимо и проявлять, и получать больше эмоций.
После 3-х лет наступает период, который многими родителями воспринимается как возраст капризов или время «хочу». Не спешите с выводами. С 3 до 7 лет — время примерки на себя всего, что дает жизнь. Примеряя и пробуя, ребенок усваивает подходящую для своей психической модели «одежку»-информацию и качественно, самостоятельно наполняет блоки психических функций. То, что ему не подходит, не усваивается, «не переваривается» — отвергает. Это наиважнейшее время поиска, через поиск и творчество ребенок познает мир. В этот период важно дать возможность малышу быть творцом: лепить, рисовать, скручивать-раскручивать, складывать и т.д. Характерные особенности поведения в этом возрасте: многочисленные вопросы, желание подражать и копировать: в поведении, в умениях, в деятельности.
Высший пилотаж для родителей — пройти этот «капризный» возраст без запретно-силовых методов. Проявляя себя в деятельности — лепке, подметании пола, уборке игрушек, пении, стихах и любых других занятиях, ребенок «показывает» себя, тем самым претендуя на свое место в этом мире. Очень важно замечать это и хвалить — ведь в цикле активно работают две психические функции — внушаемая (жаждет информации) и референтная (ждет сторонней оценки).
С другой стороны, возраст до 7 лет — это время для прививки от эгоизма. Фундамент любви, сострадания, заботы и ответственности за других закладывается в этом возрасте. Если до семи лет ребенок не поймет, что не он является центром вселенной, скорректировать это в будущем уже вряд ли удастся.
Учите любви и бережному отношению ко всему живому: природе, животным, другим детям, членам семьи. Не позволяйте обижать животных или других малышей, контролируйте эгоизм ребенка.
Помните, что смена циклов сопровождается кризисами. Самый первый ощутимый кризис «поджидает» в семилетнем возрасте (физиологически переход знаменуется появлением первых постоянных зубов). Он связан с неизбежным расширением ближнего окружения и новыми требованиями к ребенку. В этом возрасте он идет в школу, границы его мира отодвигаются дальше, а на плечи ложится первый груз ответственности. Чем ему помочь и как правильно себя вести родителю? Главное — заложить понимание, что окружающий мир не враждебен, а доброжелателен. Малыш будет расти с уверенностью того, что он старается, а мир его поддерживает. Чувство значимости прикладываемых усилий рождает в растущем человеке желание развиваться, становиться лучше, двигаться вперед. Иначе в детской душе навсегда поселятся недоверие к миру, вечные сомнения, апатичность и безынициативность.
Кризис — это экзамен, перемены. Вместе с ребенком экзамен первой семилетки сдают и родители. Все семь лет вы были для малыша родителями-няньками. Пришла пора стать родителями-наставниками.
Продолжение следует
Текст: Наталия Клименченко
08.04.2017