A.M. Гумилев писал: «…европоцентризм — явление бедственное, а иногда даже гибельное. Его не компенсирует и трансплантация европейской школьной науки. Школьное образование, несовершенное само по себе достижение романо-германской культуры, при механической пересадке его в иную среду приносит больше вреда, чем пользы. Годы, затраченные на освоение школьной программы, часто лишают детей необходимых для повседневной жизни навыков и дают информацию, в жизни неприменимую и потому неизбежно забываемую».
В адрес современной системы образования было «выпущено» уже столько стрел, что мне особенно этим заниматься не хочется. Отмечу лишь то, что даже столь модные ныне лицеи, гимназии, частные школы в большинстве своем ничем не отличаются от обычной школы, ведь обучение в них построено на тех же принципах. Небольшое количество школ с авторскими программами общей ситуации, конечно, не меняет.
Поговорим не об образовательной системе в нашей стране, а о существующем в мире школьном образовании, созданном по европейской модели и бездумно перенесенном даже в те страны, где образ жизни и мировосприятие далеки от европейского.
Об одном из главных недостатков подобного школьного обучения много лет назад высказался великий русский хирург и педагог Н.И. Пирогов: «Одностороннее искусственное воспитание с его временными и прикладными целями, получаемое в школе, рано или поздно вступает в разлад с жизнью, которая беспрерывно требует полноты и всестороннего развития человеческих способностей».
На другой важный недостаток европейского школьного воспитания также много лет назад указал А. Дистервиг: «Со знанием должно быть обязательно связано умение… Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количество знаний, но он не научился их применять, так что о нем приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет».
И еще на один важнейший «негативный принцип» европейской модели обучения указал Альберт Эйнштейн: «В сущности почти чудо, что современные методы обучения еще не совсем удушили святую любознательность, ибо это нежное растение требует, наряду с поощрением, прежде всего свободы — без нее оно неизбежно погибает».
Похожие мысли высказывают и наши современники. Вот строки из доклада «Образование: сокрытое сокровище», подготовленного международной комиссией по образованию для XXI века ЮНЕСКО:
«…уже недостаточно, чтобы каждый индивидуум накопил в начале своей жизни определенный запас знаний, откуда он мог бы бесконечно их черпать. Необходимо, чтобы он был в состоянии использовать на протяжении всей своей жизни любые возможности для того, чтобы обновить, углубить и обогатить эти первоначальные знания, адаптировать их к меняющемуся миру».
«…образование должно состоять из четырех основополагающих элементов, которые на протяжении всей жизни будут для каждого человека столпами знаний: научиться познавать…; научиться делать…; научиться совместной жизни…; наконец, научиться жить — умение, которое вытекает из трех предыдущих».
«Образование должно способствовать общему развитию каждого индивидуума, его духа и тела, ума, чувства сострадания, эстетического чувства, чувства личной ответственности и духовности. Каждый человек должен обладать способностью, в частности благодаря образованию, которое он получает в молодости, к самостоятельному и критическому мышлению и иметь собственное мнение, чтобы самому определить, что необходимо делать в различных жизненных обстоятельствах».
Впрочем, ожидать быстрой перестройки (извините за не очень популярное слово) системы образования не приходится, поэтому во многом именно от родителей зависит то, насколько адекватным и необходимым для ребенка будет полученное им образование. Главным здесь представляется пробуждение у ребенка стремления к самообразованию. А для этого необходимо, во-первых, самим родителям обладать этим стремлением, и, во-вторых, объяснить ребенку, насколько это актуально и увлекательно.
И еще один существенный момент: не всем детям нужно образование в том объеме, в каком оно им дается. В нашей стране было принято гордиться всеобщим средним образованием. Но на самом деле лично мне не понятно, чем тут гордиться. У многих ли остались в голове знания, полученные в школе? Еще меньшее количество людей способно применять в жизни знание высшей математики, физики, химии и т. п. Получается, что они тратили лучшие годы своей жизни не понятно для чего. На мой взгляд, система образования должна быть дифференцированной. Кому-то достаточно четырех классов, кому-то — семи, а для кого-то мало и десяти. Все это необходимо определять, учитывая индивидуальные способности и потребности каждого ребенка, а не стричь всех под одну гребенку.