Нормы права, согласно которой в Российской Федерации за какое-либо деяние (или по совокупности действий) могут навсегда лишить права управления транспортными средствами, на сегодняшний день не существует. Ни по одному резонансному делу, связанному с многократным нарушением правил дорожного движения, а также с ДТП, повлекшими многочисленные человеческие жертвы, подобных решений российскими судами не выносилось.
Чуть больше года за одну жизнь
Шесть лет назад в Москве водитель, находившийся в нарко-алкогольном опьянении, въехал на остановку общественного транспорта и насмерть задавил 7 человек, среди которых было пятеро детей. После окончания следствия в 2013 году Никулинский суд столицы приговорил его к 8,5 годам лишения свободы с пребыванием в колонии общего режима.
На сайте суда приговор до сих пор не опубликован, имеется только ссылка на то, что он обжалуется — обе стороны в процессе изначально не были согласны с выводами суда, адвокаты осужденного ссылались на чрезмерную строгость приговора, их оппоненты, напротив, недовольны чрезвычайной мягкостью выводов судебного органа.
Водителя судили по части 6 статьи 264 УК РФ, максимальная санкция которой предусматривает до 9 лет лишения свободы, а также «лишение права заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет». То есть, осужденного лишили водительских прав, но не более чем на 3 года. Во всех 6 частях данной статьи Уголовного Кодекса прописан именно такой ограничительный срок.
Дело Мары Багдасарян: не «за то, что», а «потому, что»
Одно из наиболее нашумевших в СМИ дел о «пожизненном лишении водительских прав» — это история с «золотым ребенком» Марой Багдасарян, неоднократно привлекавшейся к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения при вождении автомобиля. Несколько лет назад она была лишена права управления транспортным средством, как отмечали журналисты, «пожизненно».
Однако в сюжетах федеральных каналов на эту тему прокурорские работники разъяснили действительную причину данного решения суда: девушку лишили права управлять ТС не за то, что она нарушала ПДД десятки раз, а по медицинским показателям — вследствие наличия у нее определенного заболевания. Надзорные органы каждого муниципалитета Российской Федерации ежегодно выявляют до десятка и более случаев, когда водители, состоящие на учете в психо-наркодиспансерах, по причине наличия своего заболевания, согласно действующему федеральному законодательству, изначально были не вправе садиться за руль транспортных средств. Де-юре, излечившийся и снявшийся с данного специального учета гражданин в России вправе получить водительское удостоверение на законных основаниях.
Кто за ужесточение и кто против
По действующему российскому законодательству (статья 264.1 УК РФ), водителя, ранее наказанного за нарушение ПДД (пьяная езда за рулем или отказ проходить медицинское освидетельствование на предмет опьянения), могут и посадить на срок до 2 лет, запретив ему при этом после отсидки водить ТС на срок до 3 лет. Это самая суровая мера наказания, предусмотренная данной статьей. Если речь не идет о жертвах или пострадавших в результате ДТП (как в случае с московским автолюбителем, сбившим насмерть 7 человек), то это единственное на сегодняшний день в Российской Федерации мера уголовного воздействия за повторное совершение ДТП.
Депутаты Госдумы РФ неоднократно поднимали вопрос о внесении изменений в законодательство, согласно которым можно было бы навсегда лишить водителя прав на управление ТС, но эти поправки до сих пор не приняты. Более того, ряд общественников, представляющих различные российские сообщества автомобилистов, выступают с жесткой критикой подобного новшества. С инициативой об данном ужесточении законодательства выступило движение «Антиалкогольный фронт», заявившее, что целесообразно отбирать водительские права у автомобилистов, неоднократно наказывавшихся за пьяную езду за рулем. Однако лидер российской Федерации автовладельцев Сергей Канаев и президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считают, что подобное нововведение только усугубит ситуацию с коррупцией со стороны сотрудников Госавтоинспекции.