Александр Македонский тоже был великим полководцем, но зачем же стулья ломать?
Эта фраза стала знаменитой благодаря фильму братьев Васильевых «Чапаев». Однако мало кому известно, что в фильме Фурманов просто цитирует Гоголя. Вот отрывок из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» (слова городничего об учителе): «Он ученая голова — это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну, покамест говорил об ассириянах и вавилонянах — еще ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и, что силы есть, хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский — герой, но зачем же стулья ломать?»
«Белеет парус одинокий…»
Если спросить у кого-либо, кому принадлежат эти строки, то, скорее всего, ответят: «Лермонтову». Однако в действительности эти слова принадлежат декабристу А.А. Бестужеву:
Белеет парус одинокий,
Как лебединое крыло,
И грустен путник ясноокий;
У ног колчан, в руках весло.
Позднее Лермонтов начал свое знаменитое стихотворение «Парус» строкой из Бестужева.
Блицкриг
«Изобретение» этого слова обычно приписывают Гитлеру. Однако он сам в ноябре 1941 года по этому поводу сказал: «Я никогда не употреблял этого слова». Конечно, он мог с легкостью и обмануть, но в данном случае не было никакой необходимости это делать. Поэтому наиболее вероятной представляется версия, по которой выражение «блицкриг» Гитлеру приписали английские журналисты.
«В здоровом теле здоровый дух»
Эти слова принадлежат римскому поэту-сатирику Ювеналу (около 60— 140 гг. н. э.). И воспринимаем мы обычно эти слова совсем не в том значении, какое им первоначально было придано Ювеналом. В его словах было больше насмешки над культом силы и здоровья в Древнем Риме, чем пропаганды здорового образа жизни. Примерный смысл слов Ювенала был следующим: «Неужели эта гора мышц способна еще и думать?»
«Взявшие меч — мечом и погибнут»
Это выражение из Евангелия в несколько измененном виде было вложено в уста Александра Невского сценаристом П.А. Павленко. В одноименном фильме Александр Невский говорил: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет». Впоследствии эта фраза не раз приводилась в газетных статьях и плакатах как подлинная историческая фраза Александра Невского. Но в источниках жизнеописания Александра Невского («Псковская вторая летопись» и «Софийская первая летопись») этих слов нет.
«Все свое ношу с собой»
Эти слова обычно цитируют, имея в виду скудость личного имущества того или иного человека. Однако их первоначальный смысл был иным. Когда персы напали на город Приену, древнегреческий мудрец Биант покинул город налегке. Кто-то спросил у него, почему он не взял своих вещей. На что Биант ответил: «Все мое ношу с собой», подразумевая при этом, что главное — не имущество, а интеллект и мудрость, которые всегда остаются с ним.
Гарун-аль-Рашид
Точнее — Харун-ар-Рашид, багдадский халиф (786–809), идеализированный арабским фольклором. В сказках «Тысячи и одной ночи» Гарун-аль-Рашид — покровитель искусств, мудрый, справедливый отец народа; стремясь узнать нужды бедняков, он бродит, переодевшись купцом, по улицам Багдада. Исторический халиф Гарун-аль-Рашид совершенно не похож на идеализированный образ «Тысячи и одной ночи».
«Гвардия умирает, но не сдается»
Фраза, будто бы сказанная генералом Камбронном (1770–1842), командовавшим дивизией старой наполеоновской гвардии в сражении под Ватерлоо, в ответ на предложение англичан сдаться в плен. На самом деле генерал Камбронн не умер, а сдался в плен, правда, тяжело раненный. В 1835 году генерал Камбронн публично отказался от приписанной ему исторической фразы. Тем не менее, памятник Камбронну, поставленный в 1845 году в Нанте, был украшен этим изречением. После открытия памятника сыновья полковника Мишеля, убитого под Ватерлоо, выступили с протестом, настаивая на том, что эти слова были предсмертным возгласом их отца. Протест их был поддержан свидетельскими показаниями.
«Гений чистой красоты»
Общеизвестно, что это выражение из стихотворения А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» Однако мало известно, что автор этого образа — В.А. Жуковский. В его стихотворении «Лалла рук» есть такие строки:
Ах! Не с нами обитает
Гений чистой красоты;
Лишь порой он навещает
Нас с небесной высоты.
Справедливости ради следует отметить, что Пушкин печатал эти три слова курсивом, что указывало на цитату. Однако позже, при советской власти, про курсив либо забыли, либо решили, что он просто не нужен.
«Гордо реет буревестник…»
После появления в 1901 году в печати «Песни о Буревестнике» М. Горького буревестник стал своеобразным символом грядущей революционной бури. И самого Горького тоже стали называть «буревестником». Принято считать, что именно ему и принадлежит авторство образа. Однако в действительности буревестник как символ грядущей революции встречался в литературе значительно раньше. Так, автор статьи «Признаки времени», напечатанной в нелегальном листке «Земля и воля» в 1878 г., говоря о росте революционных настроений в массах, пишет: «Натуры чуткие, сильные, восприимчивые раньше других ощущают жгучее дыхание приближающегося урагана. Море спокойно, только свежий ветерок надувает паруса, но над кораблем уже со зловещим криком носятся чайки-буревестники, и моряк знает, что будет буря, хотя и не чувствует ее».
«Государство — это я»
Выражение приписывается французскому королю Людовику XIV, который как будто бы так сказал на заседании парламента в 1655 г. Однако принадлежность этой фразы Людовику XIV опровергается историками. Из опубликованного Роже Александром протокола упомянутого заседания парламента, хранившегося в секретном государственном архиве, видно, что король этой фразы не произносил. Некоторые историки считают, что первой произнесла эту фразу английская королева Елизавета I (1558–1603).
«Догнать и перегнать»
Это выражение, почему-то приписываемое Хрущеву («Догнать и перегнать Америку»), на самом деле ему не принадлежит. Взято оно из статьи Ленина «Грозящая катастрофа»: «… Россия по своему политическому строю догнала передовые страны. Но этого мало. Война неумолима, она ставит вопрос с беспощадной резкостью: либо погибнуть, либо догнать передовые страны и перегнать их также и экономически».
«Жизнь коротка, искусство долговечно»
Афоризм греческого мыслителя и врача Гиппократа. Следует отметить, что смыл изречения Гиппократа не в том, что искусство долговечнее жизни, хотя именно в этом значении оно стало крылатым. Он говорит о том, что искусство настолько велико, что на овладение им не хватит человеческой жизни. «Отсюда, — пояснял Сенека, — известно восклицание величайшего из врачей о том, что жизнь коротка, а искусство долговечно».
«Избави меня, Боже, от друзей, а с врагами я сам разберусь»
Это изречение с конца XVIII века приписывается Вольтеру. Однако в сочинениях Вольтера его нет. Нет свидетельств о том, что Вольтер эту фразу произнес, и в мемуарной литературе.
Приписывалось изречение и французскому полководцу герцогу Виллару (1653–1734), сказавшему эти слова Людовику XIV при отъезде в армию.
На самом деле это изречение было известно значительно раньше XVIII века. Существует соответствующая итальянская поговорка. Кроме того, известно немало литературных источников (Библия, сочинения Квинтилиана, Овидия, Фукидида и др.), в которых в разных вариантах встречается это изречение.
«Из искры возгорится пламя»
Это не лозунг, придуманный В.И. Лениным для газеты «Искра», а цитата из написанного в Сибири стихотворения поэта-декабриста А.И. Одоевского (в ответ на стихотворное послание А.С. Пушкина «Во глубине сибирских руд…»):
Наш скорбный труд не пропадет,
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберегся под святое знамя.
Мечи скуем мы из цепей
И вновь зажжем огонь свободы,
И с нею грянем на царей
И радостно вздохнут народы.
«И ты, Брут?»
В трагедии Шекспира «Юлий Цезарь» с такими словами умирающий Цезарь обращается к Бруту. Однако, как сообщает в его биографии Светоний, Цезарь при первой же нанесенной ему ране только вздохнул и не произнес ни одного слова. Но тогда же, добавляет Светоний, рассказывали, что Цезарь, увидя наступавшего на него Брута, воскликнул по-гречески: «И ты, дитя мое?».
«Кто не работает, тот не ест»
Многие думают, что это выражение, так часто используемое большевиками, ими же и было придумано. Но это не так. Выражение это восходит ко Второму посланию Павла к фессалоникийцам: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».
Наука побеждать
Это заглавие руководства для боевой подготовки войск, написанного русским полководцем А.В. Суворовым. Логично предположить, что и авторство заголовка принадлежит ему. Однако в действительности оно дано первым издателем руководства Ю.М. Антоновским.
«Огнем и мечом»
Это выражение первоначально означало совсем не то, что сейчас. Фраза восходит к древнему способу излечивать раны, обрабатывая их ножом и прижигая огнем; отсюда возникло изречение древнегреческого врача Гиппократа: «Что не исцеляет лекарство, что не может исцелить железо, то исцеляется огнем». Позднее у римских поэтов I в. до н. э. выражение «огнем и мечом» получило значение: уничтожать неприятеля мечом и пожарами.
«Окно в Европу»
Выражение из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник». Но образ этот был создан не Пушкиным. Великий поэт в примечаниях к поэме сам указал, откуда он почерпнул данный образ — из «Писем о России» итальянского писателя Альгаротти. Ему принадлежат строки: «Петербург — это окно, сквозь которое Россия смотрит в Европу».
«О, святая простота!»
Выражение это приписывают вождю чешского национального движения Яну Гусу. Приговоренный церковным собором как еретик к сожжению, он будто бы произнес эти слова на костре, когда увидел, что какая-то старушка (по другой версии — крестьянка) в простодушном религиозном усердии бросила в огонь костра принесенный ею хворост. Однако биографы Гуса, основываясь на сообщениях очевидцев его смерти, отрицают факт произнесения им этой фразы. Церковный писатель Тураний Руфин в своем произведении «История церкви» сообщает, что выражение «святая простота» было произнесено на первом Никейском соборе (325 г.) одним из богословов.
«Платон мне друг, но истина дороже»
Эту фразу обычно приписывают Аристотелю. Однако не все так просто. Началось с того, что Платон в сочинении «Федон» приписал Сократу слова: «Следуя мне, меньше думай о Сократе, а больше об истине». Позже Аристотель в сочинении «Никомахова этика», полемизируя с Платоном и имея его в виду, написал: «Пусть мне дороги мои друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине». Еще позже Лютер говорил: «Платон мне друг, Сократ мне друг, но истину следует преподносить». Окончательно знаменитую фразу «Amicus Plato, magis arnica Veritas» — «Платон мне друг, но истина дороже» — сформулировал Сервантес во 2-й части романа «Дон-Кихот».
«Победителя не судят»
Слова эти приписывают Екатерине II, которая будто бы выразилась так, когда А.В. Суворов был предан военному суду за штурм в 1773 г. Туртукая, предпринятый им вопреки приказанию фельдмаршала Румянцева. Однако рассказ о действиях Суворова и об отдаче его под суд опровергается серьезными исследователями и относится к области анекдотов.
«Религия — опиум для народа»
Большинство из нас думает, что этот знаменитый атеистический лозунг был придуман самым главным большевистским вождем Ульяновым-Лениным. На самом деле автор этой фразы — немецкий писатель Новалис. Кстати, еще один лозунг, также обычно приписываемый Ленину, — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» — также придумал не он, а Карл Шаппер.
«Рожденный ползать летать не может»
Общеизвестно, что это цитата из «Песни о Соколе» М. Горького. Однако мало известно, что подобное выражение встречается в басне И.И. Хемницера (1745–1784) «Мужик и корова». Басня рассказывает о мужике, оседлавшем корову, которая…под седоком свалилась… не мудрено: скакать корова не училась… А потому и должно знать: кто ползать родился, тому уж не летать».
«Ты победил, Галилеянин»
Это восклицание приписывается римскому императору Юлиану Отступнику, пытавшемуся объединить римскую империю, предлагая в качестве ее новой идеологии вместо христианства философию неоплатонизма. По легенде, созданной историками христианства (Феодорит и др.), Юлиан, смертельно раненный в сражении с персами, воскликнул: «Ты победил, Галилеянин» (христианство Юлиана называл «галилейством», так как Христос считался уроженцем Галилеи).
В действительности Юлиан, оставаясь врагом христианства, такой фразы не произносил.