Савва Иванович Мамонтов родился 15 октября 1841 года и прожил яркую жизнь неудачного предпринимателя, великого русского мецената, основателя театров и опер, а затем растратчика и арестанта Таганской тюрьмы.
Вклад Саввы Мамонтова в развитие русского искусства трудно переоценить.
Не тяжело в ученье
Среди современной молодёжи школьного и институтского возраста бытует поветрие: во время плохой успеваемости вспоминать Эйнштейна, который не ахти как учился. Это, конечно, служит отличным моральным оправданием за плохую учебу, но как-то непатриотично.
Мы поможем мятежным двоечникам. В России был Савва Мамонтов. Отправляясь на пересдачу, можно себя успокаивать мыслью: «А Мамонтов тоже плохо учился». Савва Мамонтов, сын богатого промышленника, хорошо учился только по тем предметам, которые ему нравились.
В доме Мамонтовых, когда Савве было ещё только 15 лет, собирались амнистированные декабристы. Рос мятежный и мечтательный мальчик. Он начал увлекаться театром, да так, что его отец Иван Фёдорович начал опасаться за судьбу сына, но увлечению этому не мешал. Мать Саввы умерла, когда будущему миллионеру было только 11 лет.
Латынь в гимназии за Савву сдал другой ученик, а Савва поступил на юридический факультет Московского университета, продолжая при этом увлеченно любить искусство и театр. В душе Мамонтова с детства будут бороться поэт и юрист.
Железная дорога и Савва
Для середины 19 века железные дороги были самой прибыльной и инновационной вещью. «Железнодорожный бум» можно сравнить с появлением и развитием Интернета. Это было и «НАНО» и «НУНО» тогдашней России. Железная дорога могла стать для её строителя сокровищницей Креза, а могла – ярмом. С Мамонтовым случился второй вариант.
К «золотой жиле» железных дорог, которую для Саввы открыл отец, сын сначала даже не хотел и подходить. Он вообще не особо рвался в семейный бизнес, предпочитая заниматься театром и ездить в Италию, чтобы брать уроки пения. Однако, благодаря протекции директора общества Московско-Ярославской железной дороги, Савва входит в дело, но первое время никак не может увлечься. Надо понимать, что Мамонтов с детства учил только те предметы, которые любил сам. Пришлось Мамонтову полюбить и железные дороги. Этот тот случай, когда любовь доводит до трагедии.
Дети Саввы Мамонтова
Нестандартно подошел Савва Мамонтов к именам своих детей. Их звали: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера, Александра. Как можно понять, по первым буквам имен отчетливо считается «САВВА». Это имя – древнееврейского происхождения – означает «старик», «мудрец». Кстати, сын Саввы, Сергей, был в отца: создал театр миниатюр, был драматургом и поэтом.
Абрамцево
В 1870 году, то есть на 29-м году жизни Саввы, он с женой Елизаветой Григорьевной приехал осматривать дом в Абрамцево. Дом был так себе, но местность вокруг убедила Савву взять именно его. Очевидно, что это было «место силы», и Савва это почувствовал фибрами своей поэтической души.
Интуиция не подвела: через несколько лет Абрамцево стало творческой лабораторией, где подолгу жили и творили И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова, К. А. Коровин. Из певцов часто гостил Шаляпин.
Знаменитая «Девочка с персиками» – дочь Саввы Вера. Она станет женой обер-прокурора Святейшего Синода Александра Самарина, но рано умрет от туберкулеза. В память о жене Самарин построит церковь, а после освобождения из тюрьмы будет жить в том же Абрамцево.
Шаляпин и Мамонтов
Фёдор Шаляпин сыграл в жизни Мамонтова важную роль. Именно благодаря Мамонтову Шаляпин «поднялся». Русская частная опера, организованная Мамонтовым, породила немало талантов, но Фёдор Шаляпин также сыграл и неоднозначную роль в жизни Саввы. Мамонтов заплатил огромную неустойку за переход Шаляпина в его труппу, но был слишком ревностным учителем для свободолюбивого Фёдора. В итоге Шаляпин вернулся в Большой театр.
Когда Мамонтов отбывал тюремный срок за растрату «железнодорожных» денег на нужды искусства, Шаляпин его так и не навестил. Коровин навещал Мамонтова в доме сына, куда Савву перевели под домашний арест. Савва Иванович грустно сказал художнику: «А Феденьке Шаляпину я написал, но он что-то меня не навестил». Серов по этому поводу сказал Коровину лаконично: «Мало сердца». Перед смертью Мамонтов завещает, чтобы Шаляпина не пустили на его похороны (на похороны Мамонтова, конечно).
Позже в своей автобиографии Шаляпин напишет: «Савве Ивановичу я обязан своей славой. Ему я буду признателен всю мою жизнь…». Вот и пойми этих людей искусства после этого.
Скромный учитель
К театралам: «Почему при упоминании актерских методик всегда упоминается Станиславский и никогда – Мамонтов?». Маленький Савва в детстве посещал драмкружок вместе с другом детства, также выходцем из купеческого сословия Костей Алексеевым, который впоследствии взял себе звучный псевдоним – Станиславский. Мамонтов выступал в роли Кудряша в «Грозе», а роль Дикого исполнял сам автор – Александр Николаевич Островский.
Через много лет Станиславский назовёт Мамонтова своим учителем. Мамонтова можно считать основателем целой театральной и оперной школы. Его имя стало нарицательным в контексте благотворительности и меценатства, но Савва Мамонтов был не лукавым инвестором, который наживается на искусстве. Инвестором он был слабым, его тяга к прекрасному в ущерб бизнесу погубила режиссера, мечтателя и большого умницу Савву.
Титры
Богатых людей в России было и сейчас живет не два и не десять. Большинство из них множат капиталы, прозябают на заграничных курортах, меняют жён и любовниц, отдают детей в престижные вузы… Отец Мамонтова, возможно, устроил сына в университет «по блату», и работу Савва получил по протекции, но как разительно отличается жизненная модель поведения этого человека от поведения большинства «мажоров» и нуворишей.
Мамонтов жил какой-то безумной мечтой о приоритете прекрасного над бытовым. Кто ещё из богатеев купит старый дом, превратит его в рай для художников, будет отчислять огромные суммы на благотворительность, отсидит за это в тюрьме?
Мамонтов после всех перипетий и предательств (кроме Шаляпина, его предал сам Витте) сдаст, начнет быстро стареть. Он окажется в тени, одинокий и нищий. Человек, который поднял русское искусство ценой собственной жизни.