Какие китайские города были основаны россиянами

Русская колонизация в Приамурье началась в середине XVII века. В 1651 году Ерофей Хабаров с казаками взяли даурское укрепление Албазы и основали там поселение Албазин. Большинство источников указывают, что располагалось оно на левом, то есть нынешнем российском берегу Амура. Однако сохранились рисунки, относящиеся к обороне Албазина казаками от китайско-маньчжурских войск в 1682 и 1685 гг. Из них явствует, что часть Албазинского укрепления располагалась на острове, который по нынешнему соглашению о границе относится к Китаю.

Во время этого первого проникновения в Приамурье русские отряды неоднократно поднимались вверх по реке Сунгари, вглубь Маньчжурии, однако не стали основывать там крепостей. В 1653 году Онуфрий Степанов и Пётр Бекетов основали на острове при впадении реки Хумахэ в Амур Усть-Кумарский острог. Ныне остров, опять же, принадлежит Китаю. В 1655 году в результате китайско-маньчжурской осады русские были вынуждены покинуть острог. В 1687 годы китайцы после долгой осады овладели Албазином. В 1689 году Россия была вынуждена заключить с Империей Цин Нерчинский договор, по которому всё Приамурье оставалось за маньчжурами и китайцами.

Начало русской колонизации Маньчжурии

Новое проникновение России в Северо-Восточный Китай начинается после того, как в 1860 году Приамурье и Приморье переходят под российскую власть. В 1897 году стартует сооружение Китайской Восточной железной дороги (КВЖД), которая должна была напрямую, через китайские владения, связать российский Владивосток со старинными (с XVII века) русскими владениями в Забайкалье.

В ту пору власть китайского императорского правительства была настолько слабой, что европейские державы хозяйничали на территории Китая, легко навязывая ему условия в своих интересах. В общем мировом русле шла и Россия. Для получения концессии на постройку КВЖД понадобилось хорошо подкупить высокого китайского сановника Ли Хунчжана, прибывшего в 1896 году в Санкт-Петербург для переговоров. Россия получила юрисдикцию в полосе отчуждения КВЖД и право ввести в неё войска для охраны. В 1898 году на переговорах в Пекине с тем же Ли Хунчжаном Россия получила концессию и на Южно-Маньчжурскую железную дорогу, которая должна была соединить КВЖД с русской крепостью Порт-Артур на Жёлтом море.

Харбин

Оплотом русской колонизации Маньчжурии стал Харбин, находившийся в узле КВЖД и Южно-Маньчжурской дороги. Строительство города началось в 1898 году. Город изначально заполнился русским населением, среди которого были государственные чиновники, офицеры, казаки Заамурской стражи, административный и технический персонал КВЖД, железнодорожные рабочие.

Город строился по русскому образцу, поэтому не только инженеры-строители, но и строительные рабочие также были из России. Разумеется, как всегда бывает при освоении новых земель, новый город привлекал немало сомнительного элемента и разных авантюристов.

Было здесь, разумеется, и китайское население. Причём, по некоторым свидетельствам, оно преобладало. Это были, в основном, рабочие самой низшей квалификации. Также в городе, номинально остававшемся под китайским суверенитетом, находилась китайская стража (полиция). Но она только демонстрировала присутствие цинской власти, ни во что не вмешиваясь. Реальная охрана порядка обеспечивалась русскими казаками.

Наличие огромной массы китайского населения стало опасным во время так называемого Боксёрского восстания летом 1900 года. Тогда националистические элементы начали избиение ненавистных иностранцев, живших в Китае. Сторону этих элементов взяло и императорское правительство. Харбин выдержал осаду повстанцев (ихэтуаней) и отбился. Впрочем, это отдельная тема, как и вся история этой самой большой русской колонии в Китае.

Порт-Артур

На месте Порт-Артура ранее китайское правительство пыталось создать базу своего флота для борьбы с Японией. Потерпев поражение в войне 1894—1895 гг., Китай передал оконечность Квантунского полуострова в аренду России на 25 лет. Российское правительство вознамерилось устроиться здесь всерьёз и надолго, рассчитывая, что продлить впоследствии аренду будет нетрудно.

Люйшунь (так это место называлось китайцами) должен был стать главной базой Русского Тихоокеанского флота, приоритетной по сравнению с Владивостоком. Здесь предстояло построить не только рейд, но и первоклассную мощную крепость для защиты флота. При крепости был заложен город. Произошло это в 1898 году.

Город был назван Порт-Артуром. Название возникло раньше, и его происхождение не совсем понятно. В 1903 году в Порт-Артуре насчитывалось 42 тысячи жителей, среди них российских подданных было 17,7 тыс., в том числе военных — 13,6 тыс.

Дальний

Оплотом же экономического присутствия России в Южной Маньчжурии был призван стать город Дальний по соседству с Порт-Артуром. Название Дальний было дано по созвучию с китайским обозначением данной местности Даляньван. Нынешнее же китайское название города Далянь происходит уже от русского. Дата основания города, как и других русских городов в Маньчжурии — 1898 год.

Дальний строился в соответствии с генеральным планом. Город состоял из трёх частей: Административной, Европейской и Китайской. По мнению тогдашних экспертов, он был спланирован рационально и красиво. В известном смысле нынешний китайский Далянь, как и Харбин, это наследие русского градостроительного планирования.

На строительство города до Русско-японской войны 1904—1905 гг. Россия потратила 30 млн. тогдашних золотых рублей. Впоследствии многие ставили в вину Витте то, что он тратил слишком много денег на строительство Дальнего в ущерб оборонительным сооружениям Порт-Артура. В итоге в разразившейся войне Россия не удержала ни того, ни другого.

Дальний действительно мог стать центром русского присутствия в Маньчжурии. Он развивался быстрее Харбина и уже до войны 1904—1905 гг. успел стать вторым по величине городом Маньчжурии (после Мукдена — китайской столицы Маньчжурии). Война оборвала его развитие и положила конец русской колонизации Южной Маньчжурии.

источник