Ревизия бухучета: зачем и как проводится

Ведение бухгалтерского учета ориентировано на получение наглядных результатов по хозяйственной и финансовой деятельности компании. Соответствующая отчетность необходима для контролирующих органов, контрагентов и для самой компании. Бухгалтерские услуги по ее оформлению позволяют оценивать состояние организации, перспективы и возможности дальнейшего развития. Чтобы избежать ошибок в данном вопросе, требуется регулярное проведение ревизии.

Особенности ревизии бухучета

Ревизия подразумевает проверку определенных процессов на соответствие установленным нормам и регламенту. В отношении бухгалтерского учета акцент делается на соблюдение норм законодательства. Налоговая проверка, бухгалтерская экспертиза, внутренние проверки – все это схожие процессы, инициируемые разными структурами.

В зависимости от инициатора и поставленных целей бухгалтерская ревизия может решать следующие задачи:

  • оценка финансового состояния компании и имеющихся активов, может потребоваться при реорганизации или изменении учредителей;
  • проверка профессионализма сотрудников бухгалтерского отдела, позволяет также выявить недобросовестное исполнение обязанностей;
  • подготовка перед внешними проверками – в этом случае процесс инициируется внутри компании в преддверии плановой или внеплановой проверки со стороны контролирующих органов.

Также ревизия может производиться в результате нестандартных или форс-мажорных обстоятельств. К примеру, при выявлении определенных нарушений, нестыковок, утере документов и других факторах.

Порядок проведения

Ревизия бухучета проводится по следующему алгоритму:

  • издание приказа – проверка инициируется соответствующим распоряжением руководства, в документе отражается состав комиссии, сроки проведения мероприятия, объект;
  • на подготовительном этапе в соответствии с установленным сроком составляется план, запрашиваются все требуемые документы;
  • непосредственные мероприятия по ревизии зависят от объекта оценки, для проверки расчетов с контрагентами может потребоваться сверка с данными, а для учета активов проводят инвентаризацию;
  • на заключительном этапе составляется акт, в котором закрепляются все результаты проверки.

По результатам ревизии в зависимости от поставленных целей могут предприниматься соответствующие действия. Устранение ошибок, реорганизация бухгалтерии, смена кадров, передача бухгалтерии на аутсорсинг, внесение изменений в учетную политику – все это позволяет улучшить бухучет в компании.

Если ревизия была инициирована для получения достоверных сведений о финансовом состоянии компании, на основе результатов можно принимать соответствующие решения. Помимо исправления ошибок вносятся коррективы в политику компании, план ее развития и другие организационные решения.